Проектная деятельность в МОУ «Софринская средняя школа № 2»

в начальных классах

 

Черноиванова Валентина Михайловна, учитель начальных классов.

                В последнее время метод проектов вызывает большой интерес у учителей начальных классов. Дети младшего возраста стремятся проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, они хотят всё знать. Задача учителя – выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к научно-исследовательской деятельности.

Тема проекта «Птицы – наши друзья» была выбрана ещё в феврале месяце. Весь класс был разделён на несколько групп по желанию детей. Одна группа учащихся подбирала интересный справочный материал о птицах и готовили сообщения. Другая группа выполняла рисунки о них, третья подбирала стихотворения и песни о птицах, четвертая – загадки, пословицы, поговорки, пятая группа готовила инсценировки и танцы. Дети с родителями изготовляли кормушки, скворечники. Огромная предварительная работа была проведена с детьми и родителями под руководством учителя. И как результат всей работы, в апреле месяце был проведён замечательный праздник «Птицы – наши друзья», на котором присутствовали приглашенные учащиеся 2-х классов.

Урок-праздник «Птицы – наши друзья»

 

Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц; развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц, о которых говорится; значки птиц; рисунки со схемами полета птиц; листы с домашним заданием; запись птичьих голосов.

 Организационный момент

               Давайте, ребята, отправимся с вами…. за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

               - Тема нашего  урока спрятана в загадке:

                                                Снится ночью пауку

                                                Чудо-юдо на суку:

                                                Длинный клюв и два крыла

                                                Прилетит – плохи дела.

                                                А кого паук боится?

                                                Угадали? Это….(птица).

                                          

 

                Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно в марте-апреле в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.

                 Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.

                 До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.

                 Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же эти птицы.

                  Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

                  Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

                  Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми немыслимыми цветами.

                  Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

                  Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Птичьи портреты

                  - Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами.

- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

                                  «Синь-синь!» - посвистывает синица.

                                  «Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.

                                  «Гра-гра!» - представляется грач.

                                  «Сквор-сквор!» - поют скворцы.

                  Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. (По ходу рассказа учитель показывает иллюстрации птиц.)

В чаще лесной у полянки

                                            Рада вечерней поре.

                                            Птичка лесная зарянка

                                            Песню запела заре.

Сойка или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

                                             Черно-белая манишка,

                                             Подвижной, с рыжинкой хвост…

                                             На селе любой парнишка

                                             Сразу скажет: «Горихвост!»

 

                                                       

Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали её зябликом.

Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.

Удивительно происхождение слова «цапля». Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу –то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдаленных деревнях вместо звука {ч} произносят {ц}. В слове «цапля» звук {ц} закрепляется в языке и считается правильным литературным вариантом.

(По ходу игры учитель делает небольшие сообщения о птицах.)

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьёт, яйца другим подбрасывает.

Учитель: Ребята, у меня есть небольшая сказка в стихах. Называется она «Кукушка и воробей». Но прочитать эту сказку одной мне не хочется. Гораздо интересней её прочитать при вашем участии. Я попрошу левую часть класса громко произнести слово «Кукушка». Приготовились!

                  Учитель делает взмах рукой, ребята, сидящие в левой половине класса, громко произносят:

         - Кукушка!

         - Теперь попрошу правую часть класса по взмаху моей руки громко сказать «Воробей». Приготовились!

                 Репетируют.

          - Очень хорошо. Итак, начинается чтение левая сторона, вот эта, громко произносит: «Кукушка!»; по взмаху правой руки правая сторона говорит: «Воробей!» Будьте внимательны!

Жила-была одна Кукушка

И жил-был старый Воробей…

Как лента узкая, речушка

Лишь разделяла двух друзей.

 

Наш Воробей имел свой угол

В лесной сторожке, над окном,

Он был известен всей округе

Как лучший врач в краю лесном.

 

Лечил он птиц и насекомых-

Козявок, бабочек, стрекоз…

Среди больных - его знакомых-

Был даже сам почтенный дрозд.

 

Ну, а Кукушка не из знатных

(Она в глуши лесной жила).

Зато у птиц – подруг пернатых –

Вещуньей доброю слыла…

 

Пестра, нарядна, как игрушка,

Встречая радостно гостей,

Была горда весьма Кукушка,

Когда в гостях был Воробей.

 

Но как-то раз моя вострушка

Спор подняла среди друзей.

«Полезней я!» - кричит Кукушка.

«Нет, я!» - щебечет Воробей.

 

Сова, кукушкина подружка,

Всем говорила: «Верьте ей».

Три дня проплакала Кукушка,

Не плакал только Воробей…»

 

Прошла зима, весна и лето,

Промчалась осень им во след,

Ну, а друзья за время это

Не помирились ещё, нет…

 

Давно не слышала опушка

Весёлый шум лесных друзей:

Была упрямою Кукушка,

Настойчив был и Воробей…

 

Однажды белка увидала

Лежит Кукушка на боку…

«Неужто птица захворала…

Кому ж кричать теперь: «Ку-ку»?

 

И впрямь, лежит в жару Кукушка,

А пульс то чаще, то слабей,

Болит живот, крыло и ушко.

Ах, где ты, доктор Воробей?

 

А Воробей, узнав про горе,

Поник печально головой.

Забыв о тягостном раздоре,

Спешит на помощь он к больной…

 

Болезнь прошла, жива старушка.

И вот опять среди друзей

На солнце греется Кукушка,

А рядом – доктор Воробей!

Учитель: Ребята, кто из вас помнит, из-за чего поссорились Кукушка Воробей?

            (Дети отвечают).

            - Правильно, Кукушка и Воробей поспорили между собой, кто из них полезней. Кто же, по-вашему, из них полезней – кукушка или воробей?

            (Дети отвечают).

            - Совершенно верно! И кукушка, и воробей  полезны! Полезны, тем, что уничтожают вредных для полей и лесов насекомых.

             Без птиц в лесу было бы скучно и пусто. Давайте послушаем, что они сами нам об этом скажут.

            (Учитель включает запись «Голоса птиц»).

               А сейчас послушайте стихи о птицах.

Ласточка примчалась

                                                Из-за бела моря,

                                                Села и запела:

    «Как февраль не злился,

       Как ты март, ни хмурься,

               Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!»

                                                       (А. Майков.)

 

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

                                          И песню раннюю запел

  В лазури жаворонок звонкий.

                                           Он голосисто с вышины

Поёт на солнышке сверкая:

      - Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

                                                 (В. Жуковский)

 

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

              В чистом поле – домик твой,

  В ясном небе – песня.

                                            (В. Берестов)

 

Снегири

Зарумянились кустарники

                                             Не от утренней зари.

                                             Это красные фонарики

                                             Засветили снегири.

   Чистят перышки пунцовые,

                                             Воду пьют из родника.

                                             Переливы бубенцовые

                                             Мне слышны издалека

                                                 (Л. Татьяничева)

Сценка «Пойманная птичка»

Дети: А, попалась, птичка, стой!

            Не уйдешь из сети;

            Не расстанемся с тобой

            Ни за что на свете!

Птичка: Ах, зачем, зачем я вам,

                Миленькие дети?

                Отпустите полетать,

                Развяжите сети!

Дети: Нет, не пустим, птичка, нет!

            Оставайся с нами:

            Мы дадим тебе конфет,

            Чаю с сухарями…

Птичка: Ах, конфет я не клюю,

                Не люблю я чаю

                В поле мошек я ловлю,

                Зернышки сбираю…

Дети: Там замерзнешь ты зимой

            Где-нибудь на ветке;

            А у нас-то в золотой

            Будешь жить ты клетке!

Птичка: О! Не бойся: в теплый край

                Улечу зимою.

                А в неволе – светлый рай

                Будет мне тюрьмою.

Дети: Птичка, птичка!

            Как любить

            Мы тебя бы стали!
            Не позволили б грустить:

            Все б тебя ласкали.

Птичка: Верю, детки, но для нас

                Вредны ваши ласки

                С них закрыла бы как раз

                Я навеки глазки.

Дети: Правда, правда!

            Птичка, ты не снесешь неволи…

            Ну, так Бог с тобой  - лети

            И живи на воле!

Учащиеся исполняют песню «Ласточка» муз. Е. Крылатова,                     

                                                                       стихи   И. Шаферана.

«Отгадайте загадки»

Эта птичка никогда для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку и кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». (Кукушка)

 

Скачет птичка по дорожке, собирает быстро крошки.

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей)

 

Стрекотунья, белобока наша сплетница… (Сорока)

 

Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах, а зовут её … (ворона)

 

Прилетают к нам зимой, им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря у красавца… (снегиря)

 

Маленький певец лесной, как прекрасен голос, твой! (Соловей)

 

Викторина

1.     Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (Стрижи)

2.     У каких птиц, крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)

3.     Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус)

4.     Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, королёк)

5.     Какая птица, поёт хвостом? (Бекас)

6.     Какая птица, делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

7.     Какие птицы, ночуют, зарывшись, в снег? (Тетерева, рябчики)

8.     Какая птица, наших лесов, высиживает птенцов, зимой? (Клёст)

9.     Какая птица, на зиму, белеет? (Белая куропатка)

10.                       У каких птиц, самцы - красные, а самки - зеленоватые? (У клестов)

11.                       Назовите 8-10 птиц, зимующих в нашей местности (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, клёст, сойка, поползень, чечетка, чиж, щегол, овсянка…)

12.                       Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют, оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны)

13.                       Какие птицы, на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, соловьи, трясогузки)

14.                       Зачем журавлю длинные ноги?

15.                       Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

 

Игра «Птицы»

Учитель: Ребята, я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: вы можете и хлопать, и топать. Итак, слушайте внимательно!

                                    Прилетели птицы: голуби, синицы,

                       Аисты, вороны, галки, макароны (дети топают).

Прилетели птицы: голуби, синицы,

                                    мухи и стрижи…(дети топают).

         - Что, не правильно? А мухи – это кто? Правильно, насекомые!

И ещё раз

Прилетели птицы: голуби, синицы,

                                    Чибисы, чижи, галки и стрижи,

  Комары, кукушки…(дети топают).

  Даже совы-сплюшки, лебеди и утки-

                                    И спасибо шутке!

Учащиеся исполняют песню «У дороги чибис» слова А. Пришельца,                             

                                                                                 муз. М. Иорданского

 

Учитель: Обычно дети бережно относятся к природе (птицам). Послушайте стихотворение «Птичья столовая»:

1-ый ученик: Мы кормушки смастерили,

                       Мы столовую открыли.

                       Воробей, снегирь – сосед,

                       Будет вам зимой обед! 

2-ой ученик: В гости в первый день недели

                      К нам синицы прилетели,

                      А во вторник, посмотри,

                      Прилетели снегири.

3-ий ученик: Три вороны были в среду,

                      Мы не ждали их к обеду.

                      А в четверг со всех краёв-

                      Стая жадных воробьёв.

4-ый ученик: В пятницу в столовой нашей

                       Голубь лакомился кашей.

                       А в субботу на пирог

                       Налетело семь сорок.

5-ый ученик: В воскресенье, в воскресенье

                       Прилетел гонец весенний –

                       Путешественник – скворец

                       Вот и зимушке конец.

                                                           (З. Александрова)

Учитель:  Но не всегда дети поступают так, как в стихотворении. К сожалению, бывает иначе, Ребята, послушайте стихотворение «Раненая птица»:

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

 

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

И земля без зверей – не земля, не земля, не земля!

Люди - исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

Но должно быть сердце, сердце человечье.

 

Люди – человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

                                                          (Т. Шеханова)

 

 Учитель:    В 1974 году учреждена Красная книга СССР. (Учащиеся читают стихи)

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

 

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются  змеи,

Охраняются даже цветы.

 

Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека.

 

Опомнитесь! Верните лесу счастье.

Отдайте рыбам чистый, лёгкий всплеск!

Пусть птицы позабудут про ненастье!

Живи же в мире с миром, человек!

 

Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

 

 

В заключении учащиеся исполняют песню «Летите, голуби, летите!»

слова М. Матусовский, муз. И. Дунаевский.