Тема урока: « Числовые промежутки»
Цели:
· ввести понятие числовых промежутков и их изображение на координатной прямой;
· ввести соответствующие обозначения;
· научить учащихся изображать на координатной прямой промежуток и множество чисел, удовлетворяющих неравенству;
· привить навыки графической культуры.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма ведения: беседа, практическая деятельность учащихся
Материалы к уроку: чертежные инструменты
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Устная работа.
1. Прочитать неравенство: х 15; х -6,5; -10,5 у 6,3; у 87; 89,2 х 95; у 15.
2. Какие целые числа расположены между числами: - 2,2 и 4,8; 3,2 и 9,7; -15 и -9,4; -1,5 и 7.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Начертим координатную прямую и отметим на ней точки с координатами - 4; 3.
Если точка расположена между ними, то ей соответствует число, которое больше – 4 и меньше 3, т.е.
- 4х3.
Множество всех чисел, удовлетворяющих условию - 4х3, называют числовым промежутком от – 4 до 3.
Обозначение: ( - 4; 3) ( читают «Промежуток от – 4 до 3»)
Число х, удовлетворяющее условию - 4 х 3, изображается точкой, которая либо лежит между точками с координатами – 4; 3, либо совпадает с одной из них.
Обозначение: , (читают «Промежуток от – 4 до 3, включая – 4 и 3»)
Число х, удовлетворяющее условию - 4 х 3
Обозначение: , (читают «Промежуток от – 4 до 3, включая – 4»)
Число х, удовлетворяющее условию - 4 х 3
Обозначение: , (читают «Промежуток от – 4 до 3, включая 3»)
Отметим на координатной прямой точку с координатой 5. Если число х больше 5, то оно изображается точкой, лежащей правее этой точки.
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х 5, изображается полупрямой, расположенной вправо от точки с координатой 5.
Обозначение: , (читают «Промежуток от 5 до плюс бесконечности»).
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х 5, изображается той же полупрямой, включая еще точку с координатой 5.
Обозначение: , (читают «Промежуток от 5 до плюс бесконечности, включая 5»).
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х 8, изображается полупрямой, расположенной левее от точки с координатой 8.
Обозначение:, (читают «Промежуток от минус бесконечности до 8»).
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х 8, изображается той же полупрямой, включая еще точку с координатой 8.
Обозначение:, (читают «Промежуток от минус бесконечности до 8, включая 8»).
Множество действительных чисел изображается всей координатной прямой.
Обозначение: .
IV. Формирование умений и навыков
1. Решаем №761 на доске и в тетрадях.
2. Решаем №763 самостоятельно с последующей проверкой.
3. Решаем №764 на доске и в тетрадях.
4. Решаем №765 устно, изобразив промежутки на координатной прямой на доске.
5. Решаем №767.
Промежуток
а) 1,4 не принадлежит;
б) 1,7 принадлежит;
в) 2,2 принадлежит;
г) 2,4 не принадлежит.
6. Решаем №768 устно.
7. Решаем №769 с комментированием на месте.
а) целые числа: -3; -2; -1; 0; 1; 2.
б) целые числа: -1; 0; 1.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание: п. 30, №762, №766, №770.