Тема урока: « Числовые промежутки»
Цели:
· ввести понятие числовых промежутков и их изображение на координатной прямой;
· ввести соответствующие обозначения;
· научить учащихся изображать на координатной прямой промежуток и множество чисел, удовлетворяющих неравенству;
· привить навыки графической культуры.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма ведения: беседа, практическая деятельность учащихся
Материалы к уроку: чертежные инструменты
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Устная работа.
1.
Прочитать неравенство: х
15;
х
-6,5;
-10,5
у
6,3;
у
87;
89,2
х
95;
у
15.
2. Какие целые числа расположены между числами: - 2,2 и 4,8; 3,2 и 9,7; -15 и -9,4; -1,5 и 7.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Начертим координатную прямую и отметим на ней точки с координатами - 4; 3.
Если точка расположена между ними, то ей соответствует число, которое больше – 4 и меньше 3, т.е.
- 4х
3.
Множество всех чисел, удовлетворяющих условию - 4х
3,
называют числовым промежутком от – 4 до 3.
Обозначение: ( - 4; 3) ( читают «Промежуток от – 4 до 3»)
Число х, удовлетворяющее условию - 4
х
3,
изображается точкой, которая либо лежит между точками с координатами – 4; 3,
либо совпадает с одной из них.
Обозначение:
,
(читают «Промежуток от – 4 до 3, включая – 4 и 3»)
Число х, удовлетворяющее условию - 4
х
3
Обозначение:
, (читают «Промежуток от – 4 до 3, включая – 4»)
Число х, удовлетворяющее условию - 4
х
3
Обозначение:
,
(читают «Промежуток от – 4 до 3, включая 3»)
Отметим на координатной прямой точку с координатой 5. Если число х больше 5, то оно изображается точкой, лежащей правее этой точки.
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х
5,
изображается полупрямой, расположенной вправо от точки с координатой 5.
Обозначение:
,
(читают «Промежуток от 5 до плюс бесконечности»).
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х
5,
изображается той же полупрямой, включая еще точку с координатой 5.
Обозначение: ,
(читают «Промежуток от 5 до плюс бесконечности, включая 5»).
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х
8,
изображается полупрямой, расположенной левее от точки с координатой 8.
Обозначение:,
(читают «Промежуток от минус бесконечности до 8»).
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х
8,
изображается той же полупрямой, включая еще точку с координатой 8.
Обозначение:,
(читают «Промежуток от минус бесконечности до 8, включая 8»).
Множество действительных чисел изображается всей координатной прямой.
Обозначение:
.
IV. Формирование умений и навыков
1. Решаем №761 на доске и в тетрадях.
2. Решаем №763 самостоятельно с последующей проверкой.
3. Решаем №764 на доске и в тетрадях.
4. Решаем №765 устно, изобразив промежутки на координатной прямой на доске.
5. Решаем №767.
Промежуток
а) 1,4
не принадлежит;
б) 1,7
принадлежит;
в) 2,2
принадлежит;
г) 2,4
не принадлежит.
6. Решаем №768 устно.
7. Решаем №769 с комментированием на месте.
а) целые
числа: -3; -2; -1; 0; 1; 2.
б) целые
числа: -1; 0; 1.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание: п. 30, №762, №766, №770.