ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

 

учитель начальных классов

Грибанова Ирина Сергеевна

 

 

            Согласно многочисленным исследованиям, посвященным развитию младших школьников, в этот возрастной период довольно часто встречаются психологические трудности, эмоциональные проблемы, нарушения поведения. Среди причин называются трудности, связанные со сменой позиции и социальной ситуацией развития (режим дня, отношения со взрослыми и сверстниками и трудности овладения собственно учебной деятельностью).

            Перед младшими школьниками возникает много проблем, новых по сравнению с дошкольным периодом. Самыми серьезными, особенно в 1 классе, являются трудности освоения школьной жизни:

Однако дети этого возраста испытывают и другие трудности, продолжительные, вызванные закономерностями роста и развития личности ребенка в современных условиях.

            Ребенок в школьные годы сталкивается с привлекательными и отталкивающими проявлениями социума в целом. Результат подобного столкновения может иметь негативные последствия для развития ребенка.

            Необходимо проанализировать непосредственное действующее влияние на ребенка 6-9 лет.

            Л.С.Выготский отмечал: «Первичные образцы родительского отношения, отношения со значимым взрослым – учителем интерноризуясь, трансформируются в структуру самоотношения и оказывают определяющее влияние на поведение ребенка.

            Прежде чем обратиться к вопросу развития личности младшего школьника необходимо выделить суть проблемы социализации личности в современных условиях.

            Для нашей страны характерна ситуация социальной нестабильности. По этой причине личность, живущая в таких условиях, испытывает трудности конструирования образа социального мира. Перед человеком стоит проблема «за выживание», проблема идентичности личности.

            По мере взросления каждая проблема вызывает у младшего школьника усиление эмоциональных и поведенческих трудностей (страхи, тревожность, стрессы, депрессии, агрессия). Они вызваны вторганием  в сознание детей информации из радио, газет, телевидения, разговоров взрослых о социальных бедах, терроризме, убийствах, катастрофах.

            Поток такой информации изо дня в день порождает страх, тревогу, разрушает личность ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Считается, что в младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки.

            Одним из механизмов формирования личности является процесс индентификации (открытое подражание взрослому как образцу).

            У младшего школьника отношения со взрослыми дифференцируются на отношения с учителем, с родителями.

            Система «ребенок-учитель» определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Это отношение ведет ребенок – общество.

            Учитель выступает по отношению к ребенку как значимый другой. Эта роль наделяет учителя большим влиянием на школьника, на развитие его личности, способствует его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

            Часто в общении с учителем ученик испытывает больше негативных эмоций, чем в каких-бы то ни было других жизненных ситуациях.

            В качестве силы компенсирующей или смягчающей у ребенка напряжение в связи с влиянием социума, выступает семья. В семье ребенок получает признание своего «я» и может поделиться своими переживаниями (эмоциональная поддержка без которой он чувствует себя беззащитным и беспомощным).

            Так же семья влияет негативно на ребенка. Демонстрация при ребенке негативных чувств по отношению друг к другу, к людям, чрезмерный контроль или излишнюю опеку.

            Процесс взросления затруднен у младшего школьника затруднен и смещением роли в семье. Авторитетом является мать, а авторитет отца невелик. Эмоциональное благополучие зависит от отношений с матерью, ее любви, понятия ею ребенка.

            Сферы школьной и домашней жизни тесно переплетаются. Проблемы в школе могут создать неприятности дома и наоборот. Чтобы почувствовать уверенность в себе, он должен заслужить одобрение, похвалу учителей, родителей, ощутить их эмоциональную поддержку.

            Учитывая тот факт, что дети младшего возраста свои страхи, чувства  скрывают от родителей, учителей, взрослых требуется интуитивное проникновение в смысл внешних признаков эмоциональной жизни ребенка, так как дети с одной стороны, до конца не осознают свои переживания, с другой не могут о них рассказать.

            Очень важно поэтому обсуждать переживания ребенка, высказывать ему понимание его беспокойства, обговаривать возможные шаги по преодолению страха и убеждать ребенка их сделать.

            Для развития у детей чувства компетентности необходимо в классе и дома создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки. И родителями и учителям важно создать положительный, эмоциональный фон в отношениях независимо от достижений и оценок ребенка в учебной деятельности. Вступая в общение с ребенком, необходимо поддерживать в нем желание поделиться своими чувствами. Важно показать  ему, что вы понимаете его, сопереживаете его чувствам. Помогите выразить их. Помогите ребенку справиться с проблемами самостоятельно.