Урок по литературе в 8 классе

 

                                    Куманькова Ольга Измайловна – учитель русского языка и литературы

 

Тема урока: Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого «После бала».

 

Беседа по здоровью: «Начало и прекращение общения».

 

Цель урока: Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни».

 

Оборудование урока: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу «После бала».

 

 

Ход урока:

 

  1. Опрос домашнего задания

            Почему автор ведет своего героя на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?

            Попробуйте высказать мнение «о том, почему рассказ назван «После бала», ведь были и другие заглавия: а) рассказ о бале и сквозь строй»; б) «Дочь и отец», «А вы говорите» и наконец «После бала».

2.

1. Учитель: Итак, контраст усиливается, когда Иван Васильевич видит, как высокий красивый полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого слабосильного солдата. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторение одних и тех же слов. Найдите и прочтите эти строки: «Все так же падали с двух сторон удары…».

- Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты боль.

2. Понял ли рассказчик причины противоречивости в характере поведения полковника? Где он искренен? На балу? После бала? (он искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью, и после бала, как ревностный николаевский служака, п давно, тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата. Он, несомненно, как офицер, верит в необходимость жесткой расправы с солдатами, которые посмели ослушаться.

Возможно, эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего приводит в тупик Ивана Васильевича «Очевидно он знает что-то такое, чего я не знаю…». Он старался узнать это, понять, но так и не понял…»

3.Слово учителя.

Л.Н.Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве.

Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит вокруг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юноша, горячий, впечатлительный, даже восторженный, впервые в жизни столкнувшись с несправедливостью, даже по отношению не к нему, резко изменил свой жизненный путь, отказался от карьеры в и в дальнейшем не пошел служить в армию, как хотел. Но он посвятил свою жизнь служению другим людям. Он   уже не мог общаться ни с полковником, ни с его дочерью Варенькой, у которой были черты ее отца. Он прекратил общение с ними, т.к. ему это было очень тяжело. Любовь его пошла на убыль.

4. Чтобы понять душевные муки рассказчика сравним 2 редакции концовки рассказа (см.стр.193 в книге «Поурочные разработки» 8 кл.).

- Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

(- В окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире. Он чувствует свою личную ответственность за происходящее в жизни).

5. Диспут: Прав ли Ван Васильевич, посчитавший и Вареньку, причастной к злу,  совершенному ее отцом?

(Мнения учащихся разные… Мы их принимаем).

 

3. Задание на дома: Устное сочинение «Утро, изменившее жизнь».

 

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.