Главная страница сайта

Комплекс мер

по модернизации общего образования Московской области

в 2011 году

страница

ФГОС

 

В Московской области 1 530 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 622 857 обучающихся. В общеобразовательных учреждениях работает 51 777 педагогических работников, в том числе 41 067 учитель.

Состояние системы образования Московской области характеризуется в настоящее время следующими показателями:

соотношение среднемесячной заработной платы учителей и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике - 22 482 рубля / 25 473 рубля - 11,7 %;

доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) – 1,15 %;

доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей – 0,04 %;

доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности педагогических работников – 7,04 %;

доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений – 0 %.

На протяжении последнего десятилетия Московская область активно осуществляет модернизацию системы общего образования в рамках:

региональных проектов (Московская область в период с 2007 по 2009 годы реализовала комплексный проект модернизации образования (КПМО), победив в федеральном конкурсе);

целевых программ Московской области (в настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009 – 2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.12.2008 № 1185/50);

приоритетного национального проекта «Образование»;

федерального и регионального Планов первоочередных действий по модернизации общего образования (в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»);

проектов федеральной целевой программы развития образования.

Московская область – пилотный регион по реализации проектов реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, развития государственно-общественного управления образованием, инструментария системы оценки качества образования и др.

Реализация указанных проектов и программ обеспечила качественное изменение инфраструктуры, кадрового и технологического потенциала системы общего образования Московской области.

В частности, новая отраслевая система оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений введена в Московской области с 01.09.2007. С 2008 года в области проводится апробация системы оплаты труда по Методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений Московской области и муниципальных образовательных учреждений в Московской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В Московской области введена система нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений (Закон Московской области от 08.11.2010 №131/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области»).

С 2010 года в Московской области осуществлен переход к единой региональной образовательной сети повышения квалификации работников образования и удовлетворения спроса каждого педагога на индивидуальные образовательные траектории, реализуется модель повышения квалификации на основе кредитно-модульных отношений и балльно-рейтинговой оценки результатов обучения, создана персонифицированная база данных о повышении квалификации работников образования Московской области на региональном и муниципальном уровнях, позволяющая осуществлять масштабный мониторинг развития учительского корпуса.

Московская область – это один из первых, базовых регионов Российской Федерации, на территории образовательного пространства которого прошла апробация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В поэтапном введении стандарта приняли участие 140 муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области.

В этих школах вводились отдельные компоненты Стандарта нового поколения:

требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

требования к условиям реализации основной образовательной программы начального образования;

требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования.

В составе ГОУ ДПО МО «Педагогическая академия последипломного образования» создан Региональный научно-методический центр содержания образования, который осуществляет свою деятельность по трем направлениям: ФГОС, мониторинг педагогического образования и научно-методическое сопровождение единого государственного экзамена.

С 1 сентября 2010 года осуществлено введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 97 школах Московской области.

Разработана система научно-методического сопровождения общеобразовательных учреждений, приступивших к работе по ФГОС начального общего образования.

В течение 2010 года и 1 полугодия 2011 года на базе ГОУ ДПО МО «Педагогическая академия последипломного образования» были организованы курсы повышения квалификации для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Московской области по вопросам введения ФГОС нового поколения. Всего прошли курсовую подготовку по ФГОС: в 2010 году - 2014 учителей начальных классов в объеме 72 часа, 1152 директоров и заместителей директоров в объеме 36 часов; в 1 полугодии 2011 года – 1900 учителей начальных классов в объеме 72 часа.

На базе ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» создана и развивается Региональная система электронного мониторинга (РСЭМ), предназначенная для достоверного и оперативного мониторинга состояния и развития системы образования с целью принятия управленческих решений и соблюдения принципа публичности за счет обеспечения открытого доступа к результатам мониторинга. Совместимая с системой федерального электронного мониторинга «Нашей новой школы», она представляет собой единую базу данных, имеющую широкий спектр возможностей по сбору, хранению, обработке и предоставлению неограниченного количества показателей (в настоящее время более 400) по различным направлениям.

В области накоплен значительный опыт управления крупномасштабными комплексными проектами, предполагающими взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации, органами местного самоуправления Московской области, институтами гражданского общества. В частности, в области с 2010 года действует региональная система электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области.

Таким образом, в Московской области сформирован существенный задел для реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».

            Цель комплекса мер по модернизации общего образования Московской области:

Модернизация системы общего образования Московской области.

Задачи комплекса мер по модернизации общего образования Московской области:

- повышение заработной платы учителей;

- стимулирование высокого качества работы и профессионального развития педагогов;

- развитие кадрового потенциала системы общего образования;

- создание условий для получения качественного общего образования школьниками, независимо от их места жительства;

- модернизация инфраструктуры общеобразовательных учреждений;

- обновление содержания и технологий общего образования;

- совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях;

            - снижение энергопотребления в системе общего образования.

На решение указанных задач будут направлены следующие мероприятия.

Основной блок:

· приобретение оборудования (учебно-лабораторное, компьютерное оборудование, оборудование для школьных столовых);

· приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

· пополнение фондов школьных библиотек;

· введение нового порядка аттестации педагогических работников;

· повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;

· привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;

· проведение организационных и информационно-разъяснительных мероприятий для учителей по содержанию пенсионной реформы, в том числе государственной программы софинансирования трудовой пенсии, в целях обеспечения максимальной доли учителей, участвующих в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии;

· разработка и реализация муниципальных планов развития сети общеобразовательных учреждений;

· реализация перспективных планов развития общеобразовательных учреждений;

· модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения);

· сопровождение введения ФГОС общего образования;

· осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования

Блок сопровождения:                        

· нормативное правовое и инструктивное методическое обеспечение комплекса мер по модернизации общего образования;

· организационно-управленческое сопровождение реализации комплекса мер по модернизации общего образования;

· мониторинг реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Московской области в 2011 году;

· информационное сопровождение комплекса мер по модернизации общего образования.

           

Комплекс мер по модернизации общего образования Московской области (далее – Комплекс мер) не содержит мероприятия, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в рамках других механизмов государственной поддержки региональной системы общего образования, а также мероприятия, в отношении которых достигнуты цели их реализации.

Перечень направлений расходования финансовых средств в рамках реализации Комплекса мер.

За счет федерального бюджета:

- приобретение оборудования (учебно-лабораторное, компьютерное оборудование);

За счет бюджета Московской области:

- повышение заработной платы учителей;

- приобретение оборудования (учебно-лабораторное, оборудование для школьных столовых);

- приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

- пополнение фондов школьных библиотек;

- модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика).

            Перечень мероприятий Комплекса мер представлен в приложении 1.

            Реализация в образовательных учреждениях Комплекса мер представлена в приложении 2.

Сроки выполнения мероприятий:

Сроки выполнения Комплекса мер: август - декабрь 2011 года.

Повышение фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений в Московской области согласно Плану-графику.

Организационная схема проекта

            Организацию работ по реализации Комплекса мер, включая разработку нормативно-правовых документов, подготовку финансовых планов, координацию взаимодействия его участников будет осуществлять Министерство образования Московской области.

            Для управления проектом будет создан региональный межведомственный совет по реализации проекта, включающий представителей Московской областной Думы, регионального отделения ВПП «Единая Россия», Московской областной организации профсоюза работников народного образования и науки, общественных организаций, органов местного самоуправления, общеобразовательных учреждений, вузов, наделенный следующими полномочиями:

подготовка предложений по способам, формам, этапам реализации Комплекса мер в Московской области;

согласование планов реализации мероприятий Комплекса мер;

осуществление контроля за ходом реализации Комплекса мер, в том числе заслушивание руководителей органов местного самоуправления, структурных подразделений Министерства образования Московской области, регионального оператора по сопровождению реализации комплекса мер по модернизации общего образования Московской области в 2011 году (далее – Региональный оператор).

             Определена организация – Региональный оператор - ГОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» для осуществления следующих функций:

мониторинговое и аналитическое сопровождение Комплекса мер, обеспечение сбора данных;

участие в организации и проведении исследовательских и аналитических работ для конкретизации подходов к реализации основных направлений Комплекса мер и принятия соответствующих управленческих решений;

участие в информационном и PR-сопровождении Комплекса мер, работе со средствами массовой информации. В том числе сопровождение сайта модернизации системы общего образования Московской области; организация мероприятий по разъяснительной работе с педагогической и родительской общественностью;

организационно-техническое сопровождение Комплекса мер.

На муниципальном уровне в управление реализацией проекта будут включены органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные государственно-общественные советы по образованию, руководители общеобразовательных учреждений, управляющие советы общеобразовательных учреждений. Для взаимодействия на региональном уровне будут определены муниципальные координаторы и ответственные за проведение электронного мониторинга.

Описание результатов Комплекса мер в текущем году.

Главным результатом реализации Комплекса мер станет достижение в IV квартале 2011 года показателя средней зарплаты 27 139 рублей по экономике региона, средняя заработная плата учителей на IV квартал 2011 года ожидается - 27 139 рублей, то есть достижение этого показателя за 2011 год. Для достижения такого результата в бюджете Московской области предусмотрены дополнительные ассигнования в размере 1 млрд. 045 млн. 097 тыс. рублей, в том числе: учителям – 709 млн. 284 тыс. рублей.

В последующие годы паритет этих показателей предполагается поддерживать.

Реализация Комплекса мер обеспечит достижение следующих результатов:

внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников, составит 12 %;

внедрение новой системы аттестации педагогических кадров: доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей, достигнет 13 %;

создание эффективных моделей муниципальных сетей общеобразовательных учреждений с учетом географического положения и социально-экономических особенностей территорий, позволяющих обеспечить получение качественного общего образования школьниками, независимо от их места жительства: количество базовых школ с филиалами составит 7 учреждений; доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений, достигнет 0,45%;

рост профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров: доля учителей первых классов общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности учителей первых классов достигнет 100%;

повышение качества питания обучающихся общеобразовательных учреждений: доля общеобразовательных учреждений, отвечающих современным требованиям к организации питания, достигнет 95 %;

повышение активности использования в образовательном процессе современных электронных образовательных ресурсов за счет увеличения пропускной способности Интернет;

повышение эффективности использования бюджетных средств и ресурсов: в системе общего образования снизится потребление по всем видам топливно-энергетических ресурсов.

Показатели результативности Комплекса мер:

а) соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал предыдущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за IV квартал предыдущего года - 100 %;

б) доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников – 12 %;

доля школьников, обучающихся по ФГОС на ступени начального общего образования, в общей численности школьников на ступени начального общего образования – 28,5%;

доля школьников, обучающихся по ФГОС на ступени основного общего образования, в общей численности школьников на ступени основного общего образования – 0,5 %;

в) доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей – 13 %;

г) доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей – 10 %;

д) доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений – 0,45 %;

е) динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов – положительная.

Эффектами реализации Комплекса мер выступят:

          рост продуктивности и качества труда педагогов в Московской области;

          приток в систему образования молодых профессиональных педагогических кадров;

          повышение уровня инновационной активности и творческой инициативы учителей;

          широкое использование современных образовательных технологий;

          повышение доступности качественных услуг общего образования, независимо от места жительства;

          повышение качества общего образования;

          рост удовлетворенности населения качеством общего образования.

Реализация Комплекса мер, долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009 – 2012 годы», мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», Плана первоочередных действий по модернизации общего образования обеспечит достижение ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».