Главная страница сайта

 

Программа коррекционной работы.

 

страница

ФГОС

 

 Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-развивающей программы.

Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования РФ);

Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), утвержденная Министерством образования РФ от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6; 

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196);

Письмо Управления социального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 года № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»;

«Положение о специальных (коррекционных) классах VII  вида в общеобразовательных учреждениях» (приказ Министерства образования РФ  № 333 от 08.09.1992)

 

Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

 

Задачи программы:

— своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 

В данной программе коррекционно-развивающий процесс осуществляется с учётом следующих принципов:

 

·                        Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 

·                        Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 

 

·                        Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 

·                        Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 

 

·                        Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

 

Направления работы

 

          Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

·        диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

·        коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

·        консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

·        информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

Направления

Содержание

Мероприятия, направления коррекционной деятельности

Срок реализации

Ответственные

Диагностичес-

кая работа

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

-ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей;

-комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов

Постановка на учёт детей  (ПМПк):

·         диагностика речевого развития (тестовая методика Т.А. Фотековой)

·         диагностика эмоцианально-волевой сферы

·         обследование учебных умений  независимым педагогом

 

·         составление социального паспорта обучающегося

·         коллегиальное заключение

·         программа сопровождения ребёнка специалистами ПМПк

Сентябрь

 

 

 

 

 

Сентябрь, декабрь, май

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь, декабрь, май

Учитель, специалисты, родители

 

 

 

Специалисты ПМПк

 

 

 

 

 

 

 

Специалисты ПМПк

Коррекционно-развивающая работа

-выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его образовательными потребностями

 

·         Разработка программы индивидуальной траектории преодоления предметных трудностей в обучении

·         Разработка программы индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей в обучении

·         Разработка программы индивидуальной помощи детям с трудностями межличностного взаимодействия

·         Разработка программы по восполнению пробелов (предшествующего обучения) в знаниях детей с ЗПР   

 

       

 

Учитель, специалисты ПМПк

Консультатив-

ная работа

-выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса

·         консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ

В течение года

Педагог-психолог

 

 

Информационно-просветительская работа

 -организация различных форм просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), связанные с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ

-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ

Родительские собрания:

1. «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения».

2. «Особенности взаимодействия родителей и ребёнка в условиях его недостаточного физического и психического развития».

3. «Свободное время ребёнка с ОВЗ.»

 

Родительская конференция на тему «Опыт работы семьи, воспитывающий ребёнка с ОВЗ»

 

Индивидуальные консультации педагога-психолога, учителя, завуча.

 

Постоянно действующий информационный центр со сменной информацией для участников  коррекционно-развивающего процесса

В течение года

 

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации программы

 

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

I этап (май – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

 

Актуальность программы сопровождения обусловлена основными направлениями развития российской системы образования, изложенными в стратегических документах, которые ставят перед образовательными учреждениями всех типов и видов следующие задачи:

•  обеспечить реализацию государственных гарантий в получении качественной социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

• обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья медико-психолого-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательных учреждениях по месту жительства. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации;

•   создать условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в соответствии с Декларацией от 18 апреля 2008 г. № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

• своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в школьном возрасте для обеспечения коррекции основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на следующих ступенях общего образования;

·               создать условия для развития интегрированного образования, которое способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общество.

 Программа сопровождения

 коррекционно-развивающего процесса

 

Педагог-психолог

Учитель

Независимый педагог

Родители

Диагностика психического развития

 

Рабочая программа по курсам

Учебный входной контроль

Включение в процесс сопровождения

Программы развития основных психических процессов

Разработка  системы коррекционно-развивающих занятий по восполнению пробелов в знаниях детей класса с учётом рекомендации специалистов  консилиума

Рекоменда-

ции учителю  по восполне-

нию пробелов в знаниях учащихся 

Согласование расписания коррекционно-развивающих занятий специалистов

Построение диаграммы развития психических процессов у учащихся коррекционного класса

 

Мониторинг успеваемости учащихся

Текущий контроль

Медикомен-тозное лечение

Работа по коррекции эмоционально-волевой сферы

Корректировка коррекционно-развивающих занятий  по результатам мониторинга

Итоговый контроль

Знакомство с коррекционно-развивающими приёмами при выполнении домашнего задания

Коллегиальное заключение

 

 

 

Специфика данной модели заключается, прежде всего, в том, что в условиях конкретного образовательного учреждения решение проблем, связанных с изучением, развитием и воспитанием учащихся, требует комплексного подхода на всех возрастных этапах.

        

Взаимодействия ОУ со структурами и учреждениями

в системе сопровождения ребенка с ОВЗ.

 

1.    Управление социальной защиты.

2.    Родители (законные представители).

3.    Муниципальная ПМПК.

4.    Учреждения дополнительного образования.

 

 

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.

 

Программно‑методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно‑развивающие программы (психолога, педагога) (см. приложения), инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.

 

 Материально‑техническое обеспечение

Материально‑техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально‑технической базы, позволяющейобеспечить адаптивную и коррекционно‑развивающую среды  образовательного учреждения.        

 

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно‑коммуникационных технологий.

Планируемые результаты

 

 

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

 

 Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ

 

Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ,  стабилизация или рост их образовательных результатов

 

Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса

 

Научно-методические разработки;  электронная база методических рекомендаций по  сопровождению детей  с ОВЗ

 

Устойчивый рост  профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ

 

Внутришкольные и районные семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио.