МОУ “Софринская средняя общеобразовательная школа №2”
Урок литературного чтения по учебнику
«Литературное чтение»
2 класс
Ефросининой Л.А.
Учитель: Самбур Наталья Александровна
Тема:
Русская народная сказка «Снегурочка»
Цели:
учить самостоятельно искать и проверять новые знания по
теме; способствовать обогащению словарного запаса детей; наблюдать за выразительными средствами
языка; учить соотносить поговорки с содержанием изучаемого произведения;
способствовать развитию креативности мышления через воплощение в образе героев;
совершенствовать психологический климат на уроке; воспитывать уверенность в
своих силах; уважение и любовь к устному народному творчеству.
Оборудование:
1) Русская народная сказка «Снегурочка»; В.И.Даль «Девочка Снегурочка»
(Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2
кл.).
2) Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для
учащихся 2 кл.).
3) Карточки с изображением Снегурочки.
Ход урока:
- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и
расслабились.
- Вам случайно попали снежком, изобразите огорчение.
- Покажите, как дети лепят снеговика.
- С этим настроением будем работать.
II. Актуализация.
- Совершим по страницам волшебной книги путешествие. Нам надо разгадать название
страны и книги.
- Выполните задание.
1 задание: прочитать, отгадать.
Без рук, без ног,
Белая скатерть
А рисовать умеет
Всю землю одела.
- Что мы разгадывали?
2 задание:
- Много снега – много хлеба.
Зимою вьюга – летом ненастье.
- Это предложения? Кто составил их? Как называем народные изречения?
3 задание:
Иллюстрация к сказке «По щучьему велению»
- К какому произведению можно отнести иллюстрацию?
- Кто создал эти произведения?
- Как назвать нашу страну, где живут эти произведения? А по-другому?
(составить на доске название из слов:
устное, фольклор, творчество, народное).
- Какие жанры знаете?
III. Ознакомление с новым материалом.
1) Кого мы лепили в начале урока? Как можно назвать девочку из снега?
- Мы будем читать произведение «Снегурочка». Давайте подберем однокоренные
слова.
2) Словарная работа.
- Прочитайте слова. Какие вы встретили впервые?
(сафьяновые,
миновала, смотрят, атласная, нездоровится, насмотреться, лелеять) (работа со
словарем).
IV. Знакомство с текстом.
Чтение учителем (1 и 2 части)
- Кто успел следить за мной?
- К какому жанру относится произведение? Кто автор?
V. Первичное восприятие.
1. Задание к тексту:
а) 1 ряд – найдите, где говорится о
забавах детей.
б) 2 ряд – прочитайте, как лепили
Снегурочку
в) 3 ряд – найдите в тексте, как
оживала девочка.
2. Проверка выполнения заданий.
3. – Давайте дорисуем на изображении
Снегурочки, как постепенно она оживала (рисуют цветными карандашами).
- Покажите, что у вас получилось.
VI. Физкультминутка.
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех,
Мы их снега ком слепили,
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
Вышла кукла лучше всех.
VII. Знакомство с образом в других видах
искусства.
- С каким произведением мы работаем?
- К какому жанру относится?
1. Беседа по картине Виктора Васнецова «Снегурочка».
Образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов.
Вот как представлял Снегурочку художник Васнецов. Полотно находится в
Третьяковской галерее.
- Какие краски использовал художник?
- Какие чувства вызывает картина?
2. Образ Снегурочки бы написан к опере композитора Н.А. Римского – Корсакова
«Снегурочка» (показ портрета композитора).
3. Слушание отрывка из оперы.
- Какие чувства вызвала музыка?
VIII. Знакомство с текстом.
- Вы хотите узнать окончание сказки? (чтение 3
части самостоятельно)
IX. Проверка понимания текста.
1) - Какое настроение вызывает конец сказки?
- Какие изменения в
природе произошли?
- Как исчезла
Снегурочка? Во что она превратилась? Может ли Снегурочка появиться на земле
снова?
2) Ролевая игра.
- Мы разыграем сценку по третьей части сказки.
Просмотрите снова героев.
X. Итог урока.
- Назовите произведение, которое изучили. Можно ли назвать сказку волшебной?
Понравилось ли вам на уроке?