Климова Людмила Николаевна — учитель высшей кв. категории.

Урок литературы в 11 классе.

 

Система уроков по изучению творчества Платонова.

   Творчество Платонова непросто для восприятия, особенно его крупное эпическое произведение-роман "Чевенгур".

   Роман наполнен  раздумьями, гротеском, иносказательностью  Он требует от школьников определенной подготовки. Вот почему изучение творчества писателя начинаю с его повестей и рассказов, заранее давая список для их прочтения.

Начинаю прежде всего с биографии Платонова, а учащиеся, слушая, составляют её план.

Приложение №1

Андрей Платонович Климентов родился в 1899 году в семье слесаря-железнодорожника на окраине Воронежа. В жизнь будущего писателя очень рано вошёл поэтический мир железных дорог, отразившийся затем во многих его  произведениях.

Семи лет отроду Патонов был отдан в одноклассную церковно-приходскую школу, а на следующий год мальчика перевели в Воронежское городское училище, в котором он проучился лишь два года: "У нас Семья, - писал он впоследствии, - была одно время в 10 человек, а я - старший сын - один работник, кроме отца".

"В людях" - так, вслед за Горьким, мог бы назвать этот период биографии А. Платонов. "Работал я во многих местах, у многих хозяев", - вспоминал писатель. "Мальчик" на складе страхового общества, потом - конторщик, а позднее - помощник машиниста локомобиля, литейщик на трубном заводе, электромонтёр в железнодорожных мастерских... Мир техники увлёк подростка. Подобно другим механикам-самоучкам, он мечтает создать вечный двигатель, сидит по ночам над чертежами, а вечерами, вернувшись с работы, строит в сарае из двух газовых труб турбину с шестью системами спиралей. Была у Кулибина и другая страсть - писание стихов: первые строчки появились в его тетради, когда ему не исполнилось ещё и 12 лет. Впоследствии Платонов составил поэтический сборник "Голубая глубина", который был напечатан небольшим тиражом.

Революцию будущий писатель встретил восемнадцатилетним юношей. Участие в ней было его "университетами". Едва поступив в железнодорожный политехникум (1918), он вынужден был прервать учёбу и занять место помощника машиниста на паровозе своего отца. В течение двух лет в Воронежском крае полыхали пожары гражданской войны. Кто здесь только не был: и австро-германские оккупанты, и Каледин, и Краснов, и Деникин... Вместе с отцом Платонов подвозит красноармейцам боеприпасы, а в 1919 году его командируют для оказания помощи по мобилизации населения на борьбу с Деникиным. Время было трудное и опасное. За период пребывания Платонова в городе Новохопёрске, тот щесть раз переходил из рук в руки.

Итак, заключает учитель свой рассказ, о гражданской войне Платонов знал не понаслышке. И повесть "Сокровенный человек", с которой сегодня мы познакомимся, - тому яркое свидетельство.

В 1927 году Платонов переходит на положение профессионального писателя. В это время у него выходят две книги, он широко печатается в журналах.

Однако после появления в печати его сатирических рассказов "Государственный житель" и "Усомнившийся Макар" (1939) объявили вражеской. Платонова перестали печатать. Так и остались в рукописях еге крупные сочинения конца 20-х-начала 30-х гг.

В годы войны Платонов пишет много рассказов, названия которых раскрывают смысл гуманистической  концепции прозаика: "Неодушевлённый враг", "Простодушие", "Одухотворённые люди", "О советском солдате,  "Мать". Не отвлечённая, а деятельная душа человека, прильнувшая к народу своему для защиты и умножении добра на земле, - главный критерий платоновского гуманизма.

Герои Платонова с полным самоотречением вершат свой тяжкий труд на войне. в поле главного внимания его - простой солдат. Из воспоминания о Платонове-военкоре:

"Его увлекали не столько оперативные дела армии или фронта, сколько люди. Наши корреспонденты "жаловались": надо возвращаться, а Платона нет. А он сидит где-нибудь в землянке или окопе, увлечённый солдатской беседой, забыв обо всём на свете. Был Платонов человеком непритязательным и легко мирился со всеми неудобствами и невзгодами фронтовой жизни.  "На войне надо быть солдатом", - не раз говорил он своим товарищам".

Война для Платонова - человека сложной душевной организации, чуткого к страданиям и бедам людей, особенно тех, кто беззащитен, -  так и осталась огромнейшим, не прошедшем до конка потрясением. Он так и не смог притерпеться к повседневности, стать хоть чуточку бесчувственнее. Перегрузка памяти, души суровыми впечатлениями  была столь чрезмерной, что можно сказать; и туберкулёз, болезнь, унёсшая писателя в могилу (1951), - это эхо войны.

60-е гг. - второе рождение писателя. Но и тогда не все произведения были изданы, считались "опасными".

Вторая половина 80-х - окончательное возвращение его произведений к читателю.

Из рассказов и повестей выбираю на первое место повесть "Сокровенный человек". С первых строк повести перед читателями любимый мир Платонова- железная дорога- и дорогие писателю люди, одним из которых-механик снегоочистителя Фома Пухов.

А далее с ребятами читаем, пересказываем, анализируем страницы, где перед нами раскрывается характер Пухова:

то он, не одаренный чувствительностью(на гробе жены вареную колбасу резал), то то способный тосковать «от бесприютности без жены».

Отмечаем сразу с первых строк один из важнейших для художественного мира Платонова моментов «гроб». Это не только характеристика героя, но и символ, страшный символ времени: страна переживает голод, идет кровопролитная война...

С учетом этого лихого времени оцениваем и механика Пухова и всех других Платоновых героев. С учетом времени, когда смерть стала явлением заурядным, вареная колбаса на гробе жены уже не так остро ранит и оскорбляет наши чувства. Отмечаем, что это не столько бесчувственность, сколько жест человека.

Во время гражданской войны железнодорожники настолько привыкли находиться между молотком и наковальней, что чувство самосохранения у них сильно притупилось. Выполняя  приказ красных(расчистить пути), Пухов с другими рабочими застряли на перевале и попал к белым.

Но они видели свое спасение в защите своего профессионального достоинства. И эту позицию , рискуя жизнью, защищает Пухов.

Приложение №2

«Казаки вынули револьверы и окружили мастеровых. Тогда Пухов рассерчал:

-Вот сволочи, в механике не понимают, а командывают!

-Што-о? - захрипел офицер. - Марш на паровоз, иначе пулю в затылок получишь!

-Что ты, чертова кукла, пулей пугаешь! - закричал, забываясь, Пухов. - Я сам тебе гайкой смажу! Не видишь, что в перевал сели и люди побились! Фулюган, черт!»

Позднее с тем же вызовом Пухов отбивается он наседающего на него комиссара:

«Если завтра не пустишь машину, я тебе в море без корабля пущу, копуша, черт!

-Ладно, я пущу эту сволочь, только в море остановлю, когда ты на корабле будешь! Копайся сам тогда, Фулюган! - ответил как следует Пухов.

Хотел тогда комиссар пристрелить Пухова, но сообразил, что без механика- плохая война».

Мы отмечаем, что Пухов и здесь эксцентричный человек: прямая угроза жизни не может переломить его характер. Он заявляет себя как личность.

Реальным основанием самооценки Пухов считает свою профессию. Он механик по призванию. Он не только хорошо знает свое дело, но и любит его.

Приложение №3

Герой повести- грамотный механик: «Бормоча и покуривая, Пухов сидел над двигателем, который не шел. Три раза он его разбирал и вновь собирал, потом закручивал для пуска- мотор сипел, а крутится упорствовал... Всю ночь бился Пухов. Передумал заново всю идею этой машины, переделал её по своему пониманию  на какую-то новую машину, удалил зазорные части и поставил простые — И к утру мотор бешено запыхал».

Останавливаем своё внимание на отношении Пухова к революции. В целом он сочувствует революции. Но смерть жены и гибель товарищей порождают в нём другие ощущения:

Приложение №4

«Он тогда почуял, куда и на какой конец света идут все революционеры и всякое людское беспокойство». В известном смысле мировосприятие Пухова шире, чем у большевиков, гуманнее: «Историческое время и злые силы свирепого мирового вещества совместно трепали и верили в своё особое дело. Погибшие,

посредством скорбной памяти, тоже подгоняли живых, чтобы оправдать свою гибель и зря не преть прахом»

И хотя он без раздумий берет винтовку, когда наступают белые , все же дистанция между ним и рабочими сохраняется:

Приложение №5

«Пухов, хочешь коммунистом сделаться?

                   А что такое коммунист?

                   Сволочь, ты! Коммунист — это умный, научный человек, а буржуй — исторический дурак!

                   Тогда не хочу.

                   -Почему не хочешь?

                   Я — природный дурак! - объявил Пухов, потому что он знал особые ненарочные способы очаровывать и привлекать к себе людей и всегда производил ответ без всякого размышления».

     По мнению Пухова, главная ценность в человеке — это свободная личность, обладающая цельностью, оригинальностью самостоятельностью. Герой Платонова тоже оберегает своё право на индивидуальность. В конце повести автор приходит к выводу, что между главными ценностями Пухова и логикой развертывания революции нет противоречий: оттого и конец повести оптимистичен:

Приложение №6

«Ночь только что кончилась. Несмотря на бесконечное пространство, в мире было уютно в этот час, и Пухов шагал, наливаясь какой-то свежестью. Гулко и долго гудел дальний нефтеперегонный завод, распуская ночную смену.

     Весь свет переживал утро, каждый человек знал про это происшествие, кто явно торжествуя, кто бурча от смутного сновидения.

     Нечаянного сочувствия к людям, одиноко работавшим против вещества всего мира, прояснилось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция — как раз лучшая судьба для людей, вернее ничего не придумаешь. Это было трудно, резко и сразу легко, как нарождение...»

     В итоге делаю вывод, что

в образе Пухова много из того, что позднее будет использовать Платонов в других образах. Его центральная повесть «Котлован» начинается перифразом из «Сокровенного человека» : «Уволили Пухова охотно и быстро, тем более, что он для рабочих смутный человек. Не враг, какой-то ветер; дующий мимо паруса революции».

     А далее ведем речь о рассказах Платонова:

«Река Потудань» Это рассказ о любви. Это шедевр психологической прозы

«На заре туманной юности...»  Перед нами обыватель, нравственный урод.

     На этом фоне душевная деликатность героини иногда кажется не от мира сего.

«Родина электричества»

     Это ранний рассказ Платонова . Рассказ отличает какое-то удивительно светлое восприятие революции, не затронутые  казенно-лозунговым оптимизмом следующего десятилетия.

     В процессе работы над рассказами надо добиться сопряжения. Перед рассказами отмечаю, что не сразу к середине 30-х г. Платонов становится одним из лучших советских писателей — психологов. Свидетельствует тому рассказ «Река Потудань» . Трудно прорастала трава на истоптанных сапогами дорогах гражданской войны. Также трудно было душам красноармейцев перестраиваться на мирный лад.

Приложение №7

«Они шли с обмершим, удивленным сердцем, снова узнавая поля и деревни, расположенные в окрестности по их дороге; душа их уже переменилась в мучении войны, в болезнях и счастье победы — они шли теперь точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились в других людей...»

Другими они стали по 2 причинам:

1-ая(положительная):

     Защитив революцию, красноармейцы испытывали гордость.

2-ая (отрицательная):

     Каждый из красноармейцев, участвуя в гражданской войне, что-то теряя в человеческом плане; его привычные мирные представления перекрашивались отнюдь не в направлении гуманности.

     Проследуем в рассказе за героем Никитой Фирсовым, за его трудным вхождением в мирную жизнь, за процесс перестройки его психологии. Останавливаемся на следующих эпизодах:

                   кульминационная сцена — встреча отца и сына;

                   дорога домой Никиты вдоль реки Потудань;

                   соприкосновение его с «малой родиной».

Выделяем основное в старшем и  младшем  Фирсовых:

                   душевная деликатность(случай со сватовством старшего к учительнице, переживания младшего за дальнейшие отношения к дочке учительницы)

       Нельзя пройти мимо страниц о  любви Никиты и Любы. Она прошла много испытаний. Эти страницы перечитываем (о них лучше не расскажешь).

     В заключении серии этих уроков обобщение о жизненных позициях Платонова.

     Важнейшим условием существования человеческого в человеке писатель пологает доброе отношение к людям. Человек должен кому-то сочувствовать, о ком-то заботиться. Иначе перестанешь быть человеком. Вот почему покинувший Любу Никита, карает себя одиночеством.

Приложение №8

«Он слабо теперь чувствовал самого себя и думал немного, что лишь нечаянно появлялось в его мыслях. К осени, вероятно, он вовсе забудет, что он такое, и , видя вокруг действие мира, не станет больше иметь о нем представления; пусть всем людям кажется, что этот человек живет на свете, а на самом деле он будет только находиться здесь и существовать в беспамятстве, в бедности ума, в бесчувствии, как в домашнем тепле, как в укрытии от смертного горя».

       Отмечаем, что в конце повести любовная тема вытесняется нравственной. Это тоже важно для понимания мировоззрения Платонова — границы между любовью и сочувствием людей к друг другу писатель не проводит. Он не видит между ними различия. Любовь — это и есть сочувствие.