Технология  педагогических мастерских в начальных классах.

 

   Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъективной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяют и переориентацию педагогической деятельности учителя: он должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы представлен широкий выбор вариативных программ и учебно-методических комплектов. Вместе с тем практика показывает, что изменив лишь содержание, оставив без изменения педагогическую технологию, невозможно достичь требуемых результатов обучения, а именно раскрыть личность ребенка.

      Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.

     Педагогическая мастерская, или Ателье, появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989 году. «Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и другие, в последние годы объединение возглавляли Анри и Одет Бассис. Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребенка, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческих поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

     Реализация этих идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с ее участниками работает скорее не учитель (руководитель), а мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый участник ощущает радость собственного открытия, свою значимость, уважает неповторимость другого. Работа педагогической мастерской строится тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников выполняет предлагаемые задания, исходя из своих знании, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

     Целевые ориентации названной технологии можно сформулировать таким образом: предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; «самосторительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.

       Реализация вышеназванных целей определяет особенности образовательного процесса в рамках данной технологии:

-создание атмосфера сотрудничества в общении;

-«включает» эмоциональные сферы ребенка, обращение к ее чувствам;

-необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;

-совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);

-подача необходимой информации учителем малыми дозами;

-исключение официального оценивания  работы ученика;

-самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.

    Технология педагогических мастерских включает семь этапов каждый из которых решает определенные задачи на содержательном, коммуникативном, личностном уровнях и логически связан с последующим этапом.

     Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребенка на уровне его знаний и умений.

     Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения. Текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).

     Третий этап – социоконструкция:  работа учащихся в парах по построению определенных ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).

     Четвертый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить полученные результаты, придти к общему мнению, подготиовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).

     Пятый этап – афиширование:  предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

      Шестой этап – разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знании на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны само участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с противоположными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.

     Седьмой этап -  рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поду индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

     Педагогические мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, ориентированное на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самим материалом (словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, схемами, моделями). Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для каждого занятия – включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

     Практика показала успешную реализацию технологии педагогических мастерских по различным учебным предметам с использованием учебников, входящих в различные учебно-методические комплекты начальной школы.

 

 

Урок по развитию речи во 2 классе на тему «Сочини сказку» .

______________________________________________

 

Тема урока: Сочини сказку.

 

Цели урока:

-закрепить знания об особенностях сказок, их разнообразии и основных признаках сказки;

-развитие речи учащихся, умения сочинять сказки в соответствии с определенными заданными требованиями;

-формирование умения работать в группах, ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга, афишировать совместную работу, корректировать результаты совместной деятельности группы учащихся.

 

Форма урока: педагогическая мастерская.

 

Оборудование урока:

- запись песни о сказках,

-белая бумага, цветные карандаши или фломастеры.

 

Ход урока.

1.Орг.момент.

 

2.Дети я предлагаю вам послушать знакомую вам песню и определить тему нашего сегодняшнего урока.

Звучит мелодия песни «В мире много сказок».

 

3.Определение темы урока. (Сказки)

Составление кластера «Сказки».

Чтение материала учебника по литературному чтению о сказках.

Дополнение кластера.

Классификация сказок по тому, кто их придумал, а также народных сказок по тематике.

 

4.Назовите свои любимые сказки.

Нарисуйте в течение 10 минут иллюстрацию к своей любимой сказке.

Но прежде давайте вспомним, что такое иллюстрация.

Дети выполняют самостоятельно работу.

Вывешивание всех работ на доску.

 

5. Подойдите к доске, внимательно рассмотрите все рисунки, выберите тот, который вам понравился больше всего, но не свой. Снимите его с доски и сядьте на свое место.

Комплектование групп по цепочке.

 

6.Назовите, иллюстрации к каким сказкам вы выбрали.

А теперь внимательно послушайте задание.

Вам надо придумать новую сказку, к которой все  выбранные вами рисунки являлись бы иллюстрациями, и в ней действовали нарисованные на ваших рисунках герои. Разложите рисунки перед собой в ряд, внимательно рассмотрите их, и приступайте к работе. Вы можете на данных рисункам дорисовать необходимые детали. Сказку будете рассказывать устно, поэтому договоритесь в группе, кто будет рассказывать: один человек или несколько по очереди. Не забудьте прорепетировать сказку в группе, подработать ее содержание. На работу вам дается 15 минут.

Самостоятельная работа групп.

 

7.Афиширлование работ групп.

 

8.Рефлесия.

Понравились ли вам сказки, сочиненные вашими товарищами?

Чтобы вы советовали изменить в сочиненных сказках?

Понравилось ли вам сегодня на уроке?

Что именно понравилось?

А может кому-то не понравилось так работать? Почему?

 

9.Спасибо всем за интересную работу! Вы все молодцы!