Урок русского языка в 6 классе
по теме « Обобщение и систематизация изученного о местоимении»
Цели урока:
образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи;
развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;
воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
оборудование: презентация, сигнальные карты для игры «Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Уже в начале урока я решила вас озадачить. Все вы знаете и любите сказку «Буратино». Скажите, кто автор этой замечательной детской книжки? Вспомним весёлый эпизод о том, как кукла Мальвина обучает Буратино началам наук. Она говорит:
- Предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Я же не отдам же Некту яблоко, хоть он дерись!
Мне стало интересно, а как вы ответите на вопрос «Как должна отреагировать Мальвина?»
- Молодцы, справились с проблемой. Как вы думаете, а почему я выбрала именно эту ситуацию?
Правильно, сегодня мы вспомним всё, что изучили о местоимении, повторим и обобщим изученное. Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.
Слайд №1. игра «Светофор». (Повторение теоретических сведений о местоимении, задания на внимание, смекалку, формирование умения использовать на практике изученный теоретический материал)
( самостоятельная, количество) - жёлтый
Слайд №2 – групповая работа: Определить и записать соответствия
между группами местоимений и их разрядами.
( Проверяем с помощью ключа)
Слайд №3– коллективная работа.
Выразительно прочитать стихотворение. Найти местоимения, сколько их?
Слайд № 4 – групповая работа.
Задание №1. Учитель выразительно читает стихотворение.
Из текста выписать местоимения, определить разряд.
Задание №2. Найти зашифрованные местоимения, определить их разряд, непостоянные признаки
индивидуальная работа у доски:
1. Синтаксический разбор предложения:
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Его взгляд показался учителю грустным. – Его попросили прочитать стихотворение выразительно.
Слайд №5 Найдите местоимения.
Укажите в тетради цифры правильных ответов , проверить с помощью ключа.
Физкультминутка – упражнения для мобилизации внимания: (Слайд №6)
ИП. – стоя, руки вдоль туловища
1 – пр рука на пояс, 2 – лев рука на пояс,
3 – пр рука на плечо, 4 – лев рука на плечо,
5 – пр рука вверх, 6 – лев рука вверх
7 – 8 – хлопки над головой, 9 – опустить лев руку на плечо, 10 – пр. руку- на плечо, 11 – лев руку на пояс, 12 – пр руку – на пояс, 13 – лев рука на бедро, 14 – пр рука – на бедро , 15-16 - хлопки по бёдрам
Первый раз выполняется медленно, второй – средний темп, третий – быстро, четвёртый медленно.
Слайд №7 Лови ошибку!
Выразительно прочитать текст, найти орфографические ошибки, объяснить написание, выписать предложения, исправив ошибки, определить, каким членом предложения являются данные местоимения.
Задание №3 – групповая работа «Четвёртый лишний»
Индивидуальная работа по карточкам.
Слайд №8 – коллективная работа . Выразительно прочитать стихотворение, найти речевые ошибки и исправить. (устно)
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись в тетради)
Итог урока: Выполнение творческого задания. (творческий проект)
Групповая работа: Кто больше найдёт зашифрованных местоимений среди записанных букв.
Домашнее задание: творческое задание трёх уровней:
1. выписать из данных загадок местоимения, определить разряд, непостоянные признаки
2. решить кроссворд «Спрятанные слова» по теме «Местоимение»
3. составить загадки, ребусы, кроссворды по данной теме
Рефлексия: (использование сигнальных карточек)
1.Понравился ли вам урок?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?
Приложение.
Карточка для индивидуальной работы.
Спиши, раскрой скобки. Какие слова напишешь раздельно?
(Не)скольких, чему(нибудь), (кое) у (кого), (кое)с(кем), какой(то), чего(либо), (не)к (кому), (ни)о(ком), (ни)чего, (кое) о (чём), (ни)чей, (не)чего, (кто)то, сколько(нибудь).
Группа №1.
Задание №1.
Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.
Мой щенок.
Вдруг какой-то страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок...
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
Задание №2.
Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.
Я долго вынашивал мысль о том, как с подругой Зиной сходить в кино.
Задание №3.
«Четвёртый лишний»: найдите лишнее словосочетание, объясните, почему оно лишнее.
(Ни, не) чего не говорить,
(ни, не) кому не скажу,
(ни, не) кого звать,
(ни, не) кто не придёт.
Группа №2
Задание №1.
Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.
Мой щенок.
Вдруг какой-то страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок...
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
Задание №2.
Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.
Он весьма обязан тебе своими успехами в математике и русском языке.
Задание №3.
«Четвёртый лишний»: найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
Кто-нибудь
что-нибудь
какой-нибудь
где-нибудь
Группа №3.
Задание №1.
Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.
Мой щенок.
Вдруг какой-то страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок...
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
Задание №2.
Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.
Этим летом мы с Диной обязательно вырастим алые розы.
Задание №3.
«Четвёртый лишний»: найдите лишнее словосочетание, объясните, почему оно лишнее: свою свирель, себя утешил, его песне, наши мечты
Группа №4.
Задание №1.
Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.
Мой щенок.
Вдруг какой-то страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок...
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
Задание №2.
Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.
Наши концертные платья вышиты красивыми большими тюльпанами.
Задание №3.
«Четвёртый лишний»: найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:
(кое) кого, (кое) что, (кое) с кем, (кое) кому.
Оценочный лист
№ |
Вид работы |
+ |
- |
1 |
«Светофор» |
||
2 |
« Проверяю себя» (соответствия) |
||
3 |
«Найди местоимения» |
||
4 |
«Лови ошибку!» |
||
5 |
Моя работа в группе |