Урок русского языка в 6 классе

по теме « Обобщение и систематизация изученного о местоимении»

Цели урока:

образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи;

развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;

воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.

оборудование: презентация, сигнальные карты для игры «Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист.

 

  1. Организационный момент.

 

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Уже в начале урока я решила вас озадачить. Все вы знаете и любите сказку «Буратино». Скажите, кто автор этой замечательной детской книжки? Вспомним весёлый эпизод о том, как кукла Мальвина обучает Буратино началам наук. Она говорит:

- Предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

- Я же не отдам же Некту яблоко, хоть он дерись!

Мне стало интересно, а как вы ответите на вопрос «Как должна отреагировать Мальвина?»

- Молодцы, справились с проблемой. Как вы думаете, а почему я выбрала именно эту ситуацию?

Правильно, сегодня мы вспомним всё, что изучили о местоимении, повторим и обобщим изученное. Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.

 

 

 

 

 

Слайд №1. игра «Светофор». (Повторение теоретических сведений о местоимении, задания на внимание, смекалку, формирование умения использовать на практике изученный теоретический материал)

  1. Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их.

( самостоятельная, количество) - жёлтый

  1. Местоимение у тебя – личное в род. падеже – зелёный
  2. Мой, твой, наш, ваш – определительные местоимения - красный
  3. У меня нет ошибки в предложении: О этих событиях написано много интересного. – красный
  4. Вы можете назвать личное местоимение 1 лица, ед. ч. дательного падежа – мне
  5. Местоимение себя – возвратное, не имеет формы имен. падежа – зелёный
  6. Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными – жёлтый
  7. собери слово: возьми приставку из слова приусадебный, корень – тяжесть, суффикс из слова сделать, суффикс из слова удивительный, окончание в слове отрицательные, вы получите название разряда местоимений. – притяжательные
  8. составь слово: первый слог – личное местоимение1л, мн ч, второй- указательное местоимение жр, ед.ч, третий – личное местоимение 1л, ед.ч – мытая
  9. составь слово: буква алфавита, стоящая после С, глагол есть в 1 лице, ед.ч, наст. времени – тем

Слайд №2групповая работа: Определить и записать соответствия

между группами местоимений и их разрядами.

( Проверяем с помощью ключа)

Слайд №3– коллективная работа.

Выразительно прочитать стихотворение. Найти местоимения, сколько их?

Слайд № 4 – групповая работа.

Задание №1. Учитель выразительно читает стихотворение.

Из текста выписать местоимения, определить разряд.

Задание №2. Найти зашифрованные местоимения, определить их разряд, непостоянные признаки

индивидуальная работа у доски:

1. Синтаксический разбор предложения:

Кто без кисти и белил крыши города белил?

  1. Определить разряд местоимений, графически доказать свою точку зрения:

Его взгляд показался учителю грустным. – Его попросили прочитать стихотворение выразительно.

Слайд №5 Найдите местоимения.

Укажите в тетради цифры правильных ответов , проверить с помощью ключа.

 

Физкультминутка – упражнения для мобилизации внимания: (Слайд №6)

ИП. – стоя, руки вдоль туловища

1 – пр рука на пояс, 2 – лев рука на пояс,

3 – пр рука на плечо, 4 – лев рука на плечо,

5 – пр рука вверх, 6 – лев рука вверх

7 – 8 – хлопки над головой, 9 – опустить лев руку на плечо, 10 – пр. руку- на плечо, 11 – лев руку на пояс, 12 – пр руку – на пояс, 13 – лев рука на бедро, 14 – пр рука – на бедро , 15-16 - хлопки по бёдрам

Первый раз выполняется медленно, второй – средний темп, третий – быстро, четвёртый медленно.

Слайд №7 Лови ошибку!

Выразительно прочитать текст, найти орфографические ошибки, объяснить написание, выписать предложения, исправив ошибки, определить, каким членом предложения являются данные местоимения.

Задание №3 – групповая работа «Четвёртый лишний»

Индивидуальная работа по карточкам.

Слайд №8 – коллективная работа . Выразительно прочитать стихотворение, найти речевые ошибки и исправить. (устно)

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись в тетради)

 

Итог урока: Выполнение творческого задания. (творческий проект)

Групповая работа: Кто больше найдёт зашифрованных местоимений среди записанных букв.

Домашнее задание: творческое задание трёх уровней:

1. выписать из данных загадок местоимения, определить разряд, непостоянные признаки

2. решить кроссворд «Спрятанные слова» по теме «Местоимение»

3. составить загадки, ребусы, кроссворды по данной теме

Рефлексия: (использование сигнальных карточек)

1.Понравился ли вам урок?

Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.

2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.

3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.

4.Какая форма работы вам понравилась больше?

5.Что вызвало затруднения?

 

 

 

 

 

Приложение.

Карточка для индивидуальной работы.

Спиши, раскрой скобки. Какие слова напишешь раздельно?

(Не)скольких, чему(нибудь), (кое) у (кого), (кое)с(кем), какой(то), чего(либо), (не)к (кому), (ни)о(ком), (ни)чего, (кое) о (чём), (ни)чей, (не)чего, (кто)то, сколько(нибудь).

 

Группа №1.

Задание №1.

Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.

 

Мой щенок.

Вдруг какой-то страшный зверь

открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это?

Мой щенок...

Весь укутанный

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу —

Я сама его лечу.

Задание №2.

Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.

Я долго вынашивал мысль о том, как с подругой Зиной сходить в кино.

Задание №3.

«Четвёртый лишний»: найдите лишнее словосочетание, объясните, почему оно лишнее.

(Ни, не) чего не говорить,

(ни, не) кому не скажу,

(ни, не) кого звать,

(ни, не) кто не придёт.

 

Группа №2

Задание №1.

Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.

 

Мой щенок.

Вдруг какой-то страшный зверь

открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это?

Мой щенок...

Весь укутанный

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу —

Я сама его лечу.

Задание №2.

Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.

Он весьма обязан тебе своими успехами в математике и русском языке.

Задание №3.

«Четвёртый лишний»: найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.

Кто-нибудь

что-нибудь

какой-нибудь

где-нибудь

Группа №3.

Задание №1.

Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.

 

Мой щенок.

Вдруг какой-то страшный зверь

открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это?

Мой щенок...

Весь укутанный

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу —

Я сама его лечу.

Задание №2.

Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.

Этим летом мы с Диной обязательно вырастим алые розы.

Задание №3.

«Четвёртый лишний»: найдите лишнее словосочетание, объясните, почему оно лишнее: свою свирель, себя утешил, его песне, наши мечты

Группа №4.

Задание №1.

Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.

Мой щенок.

Вдруг какой-то страшный зверь

открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это?

Мой щенок...

Весь укутанный

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу —

Я сама его лечу.

 

Задание №2.

Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж, род, число.

Наши концертные платья вышиты красивыми большими тюльпанами.

Задание №3.

«Четвёртый лишний»: найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:

(кое) кого, (кое) что, (кое) с кем, (кое) кому.

 

Оценочный лист

 

Вид работы

+

-

1

«Светофор»

   

2

« Проверяю себя» (соответствия)

   

3

«Найди местоимения»

   

4

«Лови ошибку!»

   

5

Моя работа в группе