Главная страница сайта

 

«Принято»

на заседании педагогического совета

МБОУ Софринской СОШ № 2

Пушкинского муниципального района

протокол от 30.08.2012 №1

«Утверждено»

приказом от 01.09.2012 № 195

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Софринская средняя общеобразовательная школа № 2

Пушкинского муниципального района

на 2012 -2013 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка к Образовательной программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Софринская средняя общеобразовательная школа № 2 Пушкинского муниципального района

 

Модуль 1. Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 

Раздел 1. Пояснительная записка

Раздел 2. Планируемые результаты освоения Основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.

Раздел 3. Учебный план на 2012-2013 учебный год.

Раздел 4. Рабочие программы по обязательным учебным предметам, элективным курсам.

Раздел 5. Дополнительное образование детей.

Раздел 6. Система оценивания результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Раздел 7. Программы, обеспечивающие развитие, воспитание, социализацию обучающихся (программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни).

 

Модуль 2. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 

Раздел 1. Пояснительная записка.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Раздел 3. Учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности.

Раздел 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на

ступени начального общего образования.

Раздел 5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом.

Образовательная программа МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Школа реализует образовательные программы:

- начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года);

- основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет);

- среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года).

Образовательная программа МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района разработана на основе принципов модульности и вариативности, ежегодно обновляется в соответствии с современными требованиями: составляется учебный план, разрабатываются рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Образовательная программа МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района адресована обучающимся 1–11 классов и предполагает удовлетворение познавательных запросов школьников и потребностей родителей в получении их детьми качественного образования с 1 по 9 класс на базовом уровне, в 10-11 классах – на базовом уровне.

Образовательная программа ориентирована на обучающихся, достигших возраста 6,5 лет и старше.

С учетом потребностей и возможностей обучающихся и их родителей (законных представителей) образовательные программы в Учреждении могут осваиваться в следующих формах - очной, в форме семейного образования,  индивидуального обучения.. Для обучающихся 1-11 классов в возрасте до 18-ти лет, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия в школе, осуществляется индивидуальное обучение на дому по индивидуальным учебным планам в соответствии с имеющимися стандартами.

Индивидуальные образовательные запросы обучающихся учитываются при разработке учебного плана и выборе учебных программ и курсов дополнительного образования.

Прием детей осуществляется на основе Положения о приеме обучающихся в МБОУ Софринскую СОШ № 2 Пушкинского муниципального района. Правила приёма на ступени начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования обеспечивают приём на общих основаниях граждан, без конкурсного отбора, в соответствии с уровнем, достигнутого ими на этапе получения образования. В 1 класс принимаются дети, которым исполнилось шесть с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста 8 лет. Право на зачисление в 5 класс имеют все обучающиеся, успешно освоившие образовательную программу начального общего образования. Обчающимся 5 класса предлагается программа основного общего образования, в которой соблюдены принципы непрерывности и преемственности между начальной и основной школой. При поступлении в 10 класс школы учитываются образовательные результаты выпускников основной школы, представленные аттестатом.

В связи с введением ФГОС второго поколения Образовательная программа МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района включает следующие модули:

1 модуль: Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

2 модуль: Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

 

 

Модуль 1. Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования  разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Перечень локальных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса:

 

ПОЛОЖЕНИЕ о  школьных предметных олимпиадах в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ об общешкольном родительском комитете в МБОУ Софринской СОШ № 2  Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о конфликтной (апелляционной) комиссии в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о текущем контроле знаний обучающихся МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

Положение о пришкольном оздоровительном лагере;

ПОЛОЖЕНИЕ группах продленного дня в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о дежурстве по школе МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о классном родительском комитете в МБОУ Софринской СОШ № 2  Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних в МБОУ Софринской СОШ № 2  Пушкинского муниципального района ;

ПОЛОЖЕНИЕ о правилах поведения обучающихся в столовой в  МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района

ПОЛОЖЕНИЕ о профильных классах в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительном образовании детей в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ об организации летней трудовой практики обучающихся в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ об организации индивидуального обучения больных детей на дому в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации питания обучающихся в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о периодичности и порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации;

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке предоставления платных дополнительных образовательных услуг в  МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о правилах поведения обучающихся в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ об условном переводе обучающихся МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о формах получения образования МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке приема граждан в МБОУ Софринскую СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке  приема, перевода и отчисления обучающихся в МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района;

ПОЛОЖЕНИЕ о безотметочной системе и переводе обучающихся первых классов МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района.

 

 

В воспитательный процесс активно внедряются проектные методы обучения, осуществляется методическое и педагогическое сопровождение одаренных детей:

- формирование здоровьесберегающей среды: педагоги школы используют здоровьесберегающие технологии, осуществляется интеграция в учебный материал вопросов гигиено-просветительского содержания, учителями создаются условия для укрепления здоровья обучающихся, работают спортивные секции, медицинский кружок «Айболит», медицинская сестра и врач-педиатр проводят профилактические беседы;

- развитие инфраструктуры школы: для реализации задач учебно-воспитательного процесса, исследовательской работы обучающихся создана достаточная материально-техническая база, включающая компьютерный класс, школьный музей.

 Стратегическими направлениями деятельности педагогического коллектива школы являются:

- создание эффективных механизмов обновления качества образования на основе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;

- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;

-создание единого образовательного и информационного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;  через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

-развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды;

- информатизация образовательного процесса.

Для достижения цели образовательной программы, были поставлены следующие задачи:

◦ Реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в первых и вторых классах общеобразовательного учреждения.

◦ Развитие непрерывной системы повышения квалификации педагогических работников на основе системно-деятельностного подхода. Подготовка педагогических работников к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

◦ Интеграция деятельности общего и дополнительного образования в направлении организации и программного обеспечения внеурочной занятости обучающихся.

◦ Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики современным потребностям граждан.

◦ Создание условий для поддержания интереса и активности школьников к получению образования, развития индивидуальных природных особенностей обучающихся через систему выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, систему дополнительного образования.

◦ Формирование здоровьесозидающей среды, способствующей самореализации личности обучающегося в учебной и общественной деятельности, его успешной социализации в обществе.

◦ Развитие единой информационной среды в образовательном пространстве школьного округа путём объединения усилий педагогов образовательных учреждений сети для получения качественного образования обучающимся.

 

 

Основные образовательные программы общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (для каждой ступени общего образования)

 

Цели основной образовательной программы начального общего образования:

формирование желания учиться и основ умения учиться — постоянно расширять границы своих возможностей, создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребёнка;

 для развития ученика как субъекта отношений с окружающим миром и с собой, обучение навыкам общения и сотрудничества через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора.

В соответствие с поставленными целями определены следующие задачи:

1. Усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Формирование исследовательского поведения обучающихся как средства развития по-знавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности через использование активных форм обучения и проектного метода.

3. Развитие творческих способностей обучающихся, культуры умственного труда, навыков самообразования, самоконтроля, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми посредством включения их в работу творческих объединений школы, за счет дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

4. Воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни школьников на основе комплексного использования различных направлений воспитательной работы.

5. Формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, умений использовать полученные знания на практике посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение и воспитание, создания условий для занятий физкультурой и спортом, обеспечение психологического комфорта в школе.

Цель основной образовательной программы основного общего образования:

 создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через УВП на основе деятельностного принципа, развитие образовательной среды, формирующей разностороннюю личность, активную социальную адаптацию в обществе.

Задачи:

1. Усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Расширение возможности выбора и определения каждым школьником необходимого содержания образования через организацию профильной подготовки.

Повышение мотивации обучения школьников через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей.

3. Развитие у обучающихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования.

4. Формирование духовно развитой, творчески одаренной личности школьника на основе современных технологий воспитания, интеграции усилий школы, семьи и общественности.

5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия через систему работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создание комфортной и безопасной среды обучения.

 

Цель основной образовательной программы среднего (полного) общего образования: выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника;

для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном вузе.

Задачи:

1.Усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Повышение качества образования через применение инновационных технологий обучения и воспитания, усиление процессов информатизации.

3. Подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования через создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

4. Создание комфортной, ориентированной на личность обучающегося, образовательной среды, способствующей более полному раскрытию потенциала школьников на основе интеграции общего и дополнительного образования.

5. Развитие продуктивного мышления, исследовательской компетентности, самостоятельности и творческих способностей обучающихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность.

6. Формирование у школьников мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, личностных качеств, необходимых для эффективной учебной и общественной деятельности, активной гражданской позиции через обогащение содержания традиционных учебных дисциплин социально значимыми аспектами, активное взаимодействие с культурными и социальными центрами, моделирование новых способов жизнедеятельности, общения и ролевого поведения обучающихся.

7. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе развития психолого-педагогической, медико-педагогической и социальной поддержки их образовательной деятельности.

Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района ориентирована:

На каждой ступени, в процессе интеграции основного и дополнительного образования реализуются принципы построения образовательной программы:

Принцип личностной ориентации образовательного процесса обеспечивает психологический комфорт каждой личности, создаёт условия для полной реализации её индивидуальных особенностей, интересов, установки, направленности, способствует созданию атмосферы педагогического оптимизма, ориентации на успех и мотивацию успешности.

Принцип культуросообразности заключается в том, что школа открывает ребёнку дверь в мировую культуру через постижение ценностей и норм малой родины. Содержание, методы и формы образования отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму региона.

Принцип природосообразности основан на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, это значит, что обучающихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

Принцип деятельностной ориентации основывается на признании предшествующего развития обучающихся, учёта его субъективного опыта.

Основополагающей идеей организации образовательного процесса является идея интеграции всех видов деятельности: учебной, художественно-эстетической, трудовой, спортивной и так далее, что воплощается в создании личностно-ориентированной воспитательной системы школы, предполагающей переход от педагогики мероприятий к педагогике общения.

Принцип реальности предполагает координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у обучающихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

Принцип гуманности основан на создании атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; формировании в школе действенной альтернативы тенденциям развития современной цивилизации, развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и улучшение жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Московской области; формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности; создание действенной службы социально-

педагогической и психологической помощи школьникам.

Принцип демократичности позволяет организовывать школьную деятельность на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии - с одной стороны и анархической вседозволенности – с другой. Основывается на: ·

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование социальной адаптации, самореализации.

 

Раздел 2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования

Под ожидаемым результатом освоения обучающимися Основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района, в целом, понимаются позитивные изменения в личности обучающихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.

Вся система учебно-воспитательной работы осуществляется в комплексе и направлена на то, чтобы помочь выпускникам стать способными к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Выполнение задач Основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования направлено на формирование личности выпускника, основными составляющими компонентами которой являются:

У школьников, завершивших обучение на ступени начального общего образования, будут сформированы следующие образовательные результаты:

Ценностные:

Деятельностные:

Предметные:

В соответствие с результатами определен «портрет» выпускника начальной школы:

 

У обучающихся, получивших основное общее образование, будут сформированы следующие  результаты:

Ценностные:

Деятельностные:

Предметные:

В качестве главного целевого ориентира в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени обучения определен «портрет» выпускника основной школы:

Системно-деятельностный подход, реализуемый в образовательном процессе в старшей профильной школе, позволяет ожидать следующие образовательные результаты:

Ценностные:

Деятельностные:

Предметные результаты освоения базовых курсов ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.

Предметные результаты освоения профильных курсов ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым курсом, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Образовательные предметные результаты конкретизированы в Рабочих программах по предметам.

Поскольку форма и содержание образовательного процесса направлены на достижение этих результатов, можно предположить, что выпускник старшей профильной школы будет конкурентоспособен, его образовательная подготовка будет отвечать требованиям современного общества и рынка труда, что он сможет найти свое место в жизни, будет достоин города и страны, в которой он живет.

Выполнение задач образовательной программы школы направлено на формирование личности выпускника:

 

 

Раздел III. Учебный план

 

Раздел IV. Рабочие программы по обязательным учебным предметам, факультативным курсам.

 Рабочие программы по учебным предметам включают следующие компоненты:

 

Образовательная программа индивидуального обучения

 

С целью осуществления начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ в учреждении осуществляется индивидуальное обучение на дому больных детей, обучающихся 1-11 классов в возрасте до 18-ти лет, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия в школе.

Организация индивидуального обучения этих обучающихся на дому проводится на основании заключения лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья обучаемого, заявления родителей (законных представителей) ребенка об организации обучения на дому их ребенка. Обучение на дому организуется администрацией школы, которая осуществляет контроль за регулярным проведением занятий учителем и проявляет заботу об обучающихся, занимающихся индивидуально.

Классный руководитель согласовывает с учителями, обучающими больного ребенка, и родителями расписание занятий, которое утверждается директором школы.

Расписание занятий составляется с учетом данных о состоянии ребенка и на основании примерного учебного плана для больных детей, обучающихся на дому. Программы по общеобразовательным предметам для больных детей разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом интересов, индивидуальных способностей и состояния здоровья обучающегося и примерного учебного плана для обучения больных детей на дому, в соответствии с письмом Министерства науки и образования РСФСР от 14.11.1988 г. №17-253-б «Об индивидуальном обучении больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы», по заявлению родителей и решению администрации общеобразовательного учреждения.

Контроль за своевременным проведением занятий на дому осуществляет классный руководитель, а за выполнением учебных программ и методикой индивидуального обучения – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Знания детей, обучающихся индивидуально на дому, систематически оцениваются.

Сведения об обучающихся, данные успеваемости, переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса. На каждого ученика, обучающегося на дому, заводятся журналы, где учителя записывают дату занятия, содержание пройденного материала, количество часов.

В целях выявления привычек, особенностей, состояния здоровья больного ребенка в процессе обучения поддерживаются постоянные контакты классных руководителей и учителей с родителями обучающегося.

В процессе обучения учитываются интересы и склонности детей.

Обучающиеся на дому, освоившие программу основного общего образования, среднего (полного) общего образования получают соответствующий документ об образовании.

Руководство школы организует и проводит промежуточную аттестацию на основании школьного Положения об организации и проведении промежуточной аттестации обучающихся , государственную (итоговую) аттестацию – на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9, 11 классов и на основании медицинских документов.

 

Раздел 5. Дополнительное образование

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.

С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

1-ая ступень (начальная школа):

Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».

2-ая ступень (средняя школа):

Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

3-я ступень (старшая школа):

Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:

Дополнительные образовательные программы реализуются в школе посредством организации одновозрастных и разновозрастных объединений по интересам (групп, секций, кружков и т.д.).

Расписание занятий объединения составляется с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в течение учебного года из одного объединения в другое.

Занятия могут проводиться индивидуально, по группам или всем объединением.

Формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации определяются дополнительными образовательными программами.

Военно-патриотическая направленность.

Цель направления: развитие потребности в изучении истории своей школы, своего города, края, России, воспитание чувства любви к своей «малой родине», отечеству, изучение, сохранение и преумножение традиций, формирование гражданской позиции.

Эколого-биологическая направленность.

Цель: формирование экологической культуры школьников, потребности в сохранении окружающей среды, развития у обучающихся бережного отношения к природе, становления экологической грамотности, самореализации подростков, развития исследовательских умений и навыков.

Художественно-эстетическая направленность.

Цель: формирование чувства прекрасного, развитие у обучающихся эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

Туристско-краеведческая направленность является основой воспитания нравственных ценностей у ребенка, приобщает обучающихся к культуре отношений и взаимодействию с социальной и природной средой, осуществляет практическую общественно-значимую деятельность.

Физкультурно-спортивная направленность.

Цель: направления: вовлечение обучающихся в систематические занятия спортом, усиление работы по физическому воспитанию, пропаганда и популяризация здорового образа жизни.

Учет достижений обучающихся осуществляется в соответствие с Положением об «Электронном дневнике» и «Электронном классном журнале», заместителями директора школы по учебной и воспитательной работе. Результаты личностных достижений обучающихся регулярно обсуждаются на классных собраниях, заседаниях педагогического совета, доводятся до сведения родителей на родительских собраниях, отражаются на специально отведенных стендах. Презентация личностных достижений обучающихся проводится в период предметных недель, на традиционных мероприятиях и праздниках.

Педагогический совет общеобразовательного учреждения на основании данных о достигнутых обучающимися успехах в различных областях принимает решения о формах поощрения обучающихся.

Система текущей и итоговой аттестации обучающихся строится на основе нормативно-методических документов Министерства образования и науки РФ, Устава общеобразовательного учреждения, требований обязательного минимума содержания начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) образования, федеральных государственных образовательных стандартов и характеристик результативности образовательного процесса, предусмотренных учебными программами.

Порядок текущей и промежуточной аттестации обучающихся определяется Положением о периодичности и порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

В школе действует следующая система оценок знаний, умений и навыков обучающихся: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»). Оценивание результатов обучения на факультативных курсах и курсах по выбору обучающихся в классах профильной подготовки может осуществляться в форме «зачтено» или «не зачтено».

Учёт достижений обучающихся, формы аттестации, текущая аттестация:

Промежуточная аттестация предусматривает:

1. Промежуточную текущую аттестацию (осуществление аттестации обучающихся по четвертям (полугодиям)) - результативность обучения оценивается по итогам текущего контроля на основе текущих отметок по предмету с учетом отметок за письменные работы.

2. Промежуточную годовую аттестацию (проведение промежуточной аттестации по окончании учебного года), включающую:

Формы контроля для 5-8, 10-х классов:

- итоговое тестирование (письменно);

- итоговая контрольная работа (письменно);

- итоговое изложение (письменно);

- итоговый диктант (письменно);

- итоговое сочинение (письменно);

- итоговое собеседование (устно);

- итоговый опрос по билетам (устно);

- итоговая сдача нормативных зачетов (по предмету «Физическая культура»).

Система оценивания результатов обучения обучающихся имеет ряд существенных особенностей:

1. Промежуточная (годовая) аттестация обучающихся 10-х классов проводится в форме тестирования по материалам, адаптированным к тестам ЕГЭ по русскому языку, математике и профильным предметам;

2. Промежуточная (годовая) аттестация выпускников 11-х классов проводится:

- по русскому языку и литературе в форме сочинения;

- по алгебре и началам математического анализа в форме письменной контрольной работы (задания определяются на основании сборника заданий для проведения письменного экзамена по математике и алгебре и началам анализа за курс средней (полной) школы).

Формы промежуточной (годовой) аттестации обучающихся избираются школой с учетом положений, инструкций, решений и рекомендаций органов управления образованием, а также локальными актами учреждения.

Решением педагогического совета обучающиеся могут быть освобождены от прохождения промежуточной (годовой) аттестации:

- по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения (справки);

- обучающиеся индивидуально (на дому) при условии, что обучающийся успевает по всем предметам;

- обучающиеся, выезжающие на санаторно-курортное лечение.

Обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую оценку по учебному предмету, должны пройти промежуточную (годовую) аттестацию по данному предмету в обязательном порядке.

Раздел 7. Программы, обеспечивающие развитие, воспитание, социализацию обучающихся.

С целью создания условий для выполнения федеральных государственных образовательных стандартов в школе ведется дополнительная работа по обеспечению качества образования школьников. МБОУ  Софринская  СОШ № 2 Пушкинского муниципального района обеспечивает развитие, воспитание, социализацию обучающихся.

Программа духовно-нравственного развития воспитания и социализации обучающихся

Цель программы: создание условий для воспитания и социально-педагогической

поддержки становления и развития нравственного, ответственного, творческого,

инициативного и компетентного гражданина России

Задачи программы:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Задачи программы:

сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с