Главная страница

 

 

«Согласовано»

Председатель ПК

МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района

_____________ Климова Л.Н

Протокол № ___ от «____»_________201_ г.

«Утверждено»

Приказ № ___ от

«____»________________201_ г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительном образовании детей в

МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района 

 

  1. Общие положения

 

1.1. Данное положение разработано на основании следующих нормативно- правовых документов:

- Закона РФ «Об образовании»;

- Типового положения об общеобразовательном учреждении;

- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

- Программы развития воспитания в  системе образования России;

- Письма Министерства образования РФ от 13.11.2000 г.

№ 813/28-16 «О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях»

- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.12.2000г. № 1847 «Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005гг.»

- Приложения к письму Министерства образования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16 «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях».

1.2. Система дополнительного образования является звеном системы непрерывного образования и способствует решению жизненно важных проблем: организации досуга, формированию коммуникативных навыков, выбору жизненных ценностей, саморазвитию и саморегуляции, профессиональному самоопределению обучающихся.

1.3. Деятельность объединений дополнительного образования осуществляется в целях создания единого образовательного пространства МБОУ Софринской СОШ № 2 Пушкинского муниципального района, повышения качества образования и воспитания, формирования социально активной, творческой, всесторонне развитой личности.

1.4. Система дополнительного образования создана для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6,5 до 18 лет в их свободное время.

Дополнительное образование создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора общеобразовательной школы.

1.5. Организует работу системы дополнительного образования заместитель директора по воспитательной работе.

1.6. Система дополнительного образования  позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, концертов форм деятельности.

1.7. Содержание дополнительного образования определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.

1.8. Прием обучающихся в объединения дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

1.9. Структура системы дополнительного образования определяется целями и задачами  общеобразовательной школы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ включает следующие компоненты: кружки, секции, студии, клубы, объединения и т.д. 

1.10. Штатное расписание дополнительного образования формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования. Деятельность педагогов  дополнительного образования определяется соответствующими должностными инструкциями.

1.11. Объединения дополнительного образования располагаются в основном здании школы.

 

  1. Функции дополнительного образования:

 

- обеспечение общего развития личности;

- расширение, углубление, дополнение базовых знаний учащихся;

- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья;

- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;

- формирование общей культуры школьников, предоставление возможности для реализации творческого потенциала учащихся;

- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

 

  1. Принципы, на которых строится деятельность

объединений дополнительного образования

 

3.1. Принцип природосообразности, гуманизма, демократии.

3.2. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования в расширении знаний учащихся.

3.3. Системность во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования.

3.4. Принцип дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

3.5. Принцип свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности.

3.6. Принцип индивидуальности.

3.7.Принцип творческого развития личности.

3.8. Принцип разновозрастного единства.

 

  1. Содержание образовательного процесса

 

4.1. Работа объединения дополнительного образования осуществляется на основе годовых планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором школы.

4.2. В объединении   реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) и  направленностей: 

4.3. Занятия могут проводиться по программам тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам.

4.4. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в пояснительной записке к программе.

4.5. Педагоги дополнительного образования могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.

 

5.  Организация образовательного процесса

в системе дополнительного образования

 

5.1. Учебно-воспитательный процесс проходит в условиях национального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами.

5.2. Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).

5.3. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Во время каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено программой) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.

5.4. Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года администрацией школы по представлению педагогов дополнительного образования с учетом определения наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия Администрации и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

5.5. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

5.6. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.).  В работе объединения по согласованию с педагогом могут принимать участие родители (лица, их заменяющие) обучающихся без включения их в списочный состав.

5.7. В соответствии с образовательной программой занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3-5 человек) или индивидуально.

5.8. Списочный состав объединений дополнительного образования в соответствии с методическими рекомендациями Центра развития системы дополнительного образования детей Министерства образования России составляет:

На первом и втором году обучения – 15-12 человек;

На третьем и последующих годах обучения 10-12 человек.

5.9. Списочный состав объединения детей, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью, формируется в индивидуальном порядке. Численный состав таких групп – 4-8 человек. Занятия могут проводиться по звеньям в 2-4 человека. Предусматривается индивидуальная работа с детьми, участвующими в районных, всероссийских и международных конкурсах.

5.10. Зачисление обучающихся в объединение дополнительного образования осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы и производятся по заявлениям родителей. Отчисление обучающихся производится при грубом нарушении ими Устава и Правил внутреннего распорядка школы. За  учащимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни или прохождения санитарно – курортного лечения.

5.11. Продолжительность занятий и их количество определяются образовательной программой педагога. На продолжительность и частоту занятий оказывают влияние возрастной состав детского объединения, а также форма организации учебного процесса.

Как правило, программа обучения ориентирована на 1-4 академических часа в неделю. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12 академических часов. В процессе занятий могут предусматриваться перерывы.

5.12. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др.

5.13. Педагог самостоятелен в выборе форм контроля. Это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, выступления на олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях, концертах, публикации и другие.

5.14. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены дети, успешно прошедшие собеседование.

5.15. При приеме в туристические  и спортивные  объединения дополнительного образования желательно медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка или заявление родителей или лиц их заменяющих. С детьми – инвалидами по желанию родителей возможно провидение  индивидуальной  работы по месту жительства.

5.16. Права и обязанности обучающихся, родителей, законных представителей и работников определяются Уставом школы.