Программа формирования здорового и безопасного образа жизни
|
страница |
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
· Основная образовательная программа образовательного учреждения;
· СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», вводится в действие с 1 сентября 2011 года.
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
· неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
· факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
· чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
· активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
· особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.
В
содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая,
здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
Важнейшую роль играют
определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся
по мере перехода детей из одного класса в другой:
- физическое и психическое здоровье;
- здоровый жизненный стиль;
- культура безопасности жизнедеятельности;
- правильное, рациональное питание;
- профилактика вредных привычек.
В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.
Программа построена на основе принципов:
· Раскрой себя в каждом деле.
· Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.
· Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
· Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.
· Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.
Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.
Цель курса: Формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
Ожидаемые результаты:
l положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
l повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
l валеологическая просвещенность учащихся;
l увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
l повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
l повышение приоритета здорового образа жизни.
Средства достижения цели:
· Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
· Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.
Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:
- Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
- Состояния здоровья.
- Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития детей
класса.
- Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.
-. Выявление интересов детей и родителей.
В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:
- Определения динамики роста и развития всех показателей.
- Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.
- Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.
- Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
- На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.
План работы программы
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Гигиеническая оценка воздушно-теплового
режима учебных кабинетов, рекреаций
и спальных помещений.
|
август |
администрация |
Гигиеническая оценка учебных занятий и мероприятий. |
в течение года
|
зам.по УВР
|
Организация заседаний ШМО с привлечением различных служб школы |
по плану ШМО |
рук. ШМО |
Анализ, корректировка и изменение некоторых положений программы при необходимости |
|
администрация |
Осуществление контроля выполнения СанПиНа:
- световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских; - соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание обучающихся согласно рекомендациям; - анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий. |
в течение учебного года
|
зам.по УВР, зам.по АХЧ, классные руководители
|
Осуществление взаимодействия с медицинской службой ФАП, врачами – консультантами по конкретным вопросам |
в течение учебного года |
администрация |
Организация массовых акций в целях привлечения к проблеме, например, «День здоровья», соревнования на самый чистый класс, «Здоровый класс» и другие. |
в течение года |
зам. по ВР классные руководители |
Родительский всеобуч: - родительские собрания - беседа с врачом - консультации психологов |
2 раза в год |
классные руководители |
Осуществление психолого-педагогического сопровождения |
в течение учебного года |
психолог |
Оптимизация школьного питания |
в течение учебного года |
администрация, |
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры
образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе организовано горячее питание в урочное и внеурочное время. Те обучающиеся, у которых в семье доход ниже прожиточного минимума, получают бесплатное питание.
В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учитель физической культуры, педагог организатор ОБЖ, педагоги дополнительного образования.
2. Использование возможностей УМК «Перспектива» и «Школа России» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Перспектива» и «Школа России».
Система учебников УМК «Перспектива» и «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» представлены следующие ведущие содержательные линии.
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс), «Кто живет рядом с тобой» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество» (4 класс).
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс), «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение и др. в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы второго класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
2. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
· проведение бесед, лекций, семинаров, круглых столов, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; и т. п.;
· привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий, дней здоровья, спортивных соревнований, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
· создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
Организация всеобуча для родителей
Классы |
Тематика родительских собраний |
Работа классных руководителей с родителями |
1 класс |
«Режим дня – это серьезно» |
· Индивидуальные беседы с родителями · Анкетирование родителей по проблемам здоровья · Дни здоровья · Решение проблем · Тренинги · Лекции · Семинары · Консультации с привлечением мед. работников |
2 класс |
«Дети и компьютер» |
|
3 класс |
«Секреты здоровья ребенка» |
|
4 класс |
«Разговор на «трудную тему» (профилактика вредных привычек у младших подростков)» |
|
|
|
Тематика консультативных встреч
· Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.
· Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.
· От чего зависит работоспособность младших школьников.
· Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.
· Профилактика близорукости.
· Профилактика нарушения осанки.
· Упражнения на развития внимания.
· Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
· Упражнения на развитие логического мышления.
· Предупреждение неврозов.
Предполагаемый результат реализации программы:
· стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
· сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
· активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
· рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
· высокий уровень сплочения детского коллектива;
· активное участие родителей в делах класса;
· способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
3. Воспитательная работа
Классные часы по ЗОЖ |
Спортивные и другие мероприятия |
Мероприятия по безопасности жизни |
|
Пожарная безопасность |
Дорожно-транспортная безопасность |
||
1 класс |
|
||
Дружи с водой |
День здоровья |
Знакомство с профессией пожарного |
Первый раз в первый класс |
Забота о глазах |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Пять правил пожарной безопасности |
Каждому школьнику дорожную грамоту |
Чтобы уши слышали |
Весёлые старты |
Если в доме начался пожар |
Зеленый, желтый, красный |
Уход за зубами |
Лыжные соревнования |
Огонь-друг и враг человека |
Памятка юного пешехода |
Забота о коже |
Пионербол |
Как правильно покинуть задымленную квартиру |
От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге |
Как следует питаться |
Подвижные игры |
Действия во время грозы |
Устав «Зеленого креста» |
Как сделать сон полезным |
|
Действия при пожаре в лесу |
Дорожные знаки |
Мышцы, кости и суставы, осанка |
|
30 апреля – Всероссийский день пожарной охраны |
Дорога и ее составляющие части |
Как закаляться. Обтирание и обливание. |
|
Итоговое занятие |
Итоговое занятие |
2 класс |
|
||
Почему мы болеем |
День здоровья |
Безопасное обращение с электричеством в доме |
Повторение темы «Дорожные ловушки» |
Кто нас лечит |
Кросс Наций |
Что делать, если пожар только начался |
Повторение устава «Зеленого креста» |
Что нужно знать о лекарствах |
Спортивные соревнования «Праздник здоровья» |
Что делать, если пожар сразу потушить не удалось |
Правила юного пешехода |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте |
Лыжные соревнования |
Правила выхода из задымленной квартиры |
Правила перехода регулируемого перекрестка |
Правила обращения с огнем |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара |
Действия пешеходов по сигналам регулировщика |
Травмы |
Подвижные игры на свежем воздухе |
Как правильно позвонить в пожарную охрану |
Правила перехода нерегулируемого перекрестка |
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении |
Весёлые старты |
Первоочередные действия при пожаре в квартире |
Дорожные знаки |
Первая помощь при травмах |
Лыжня России |
Летний отдых и пожарная безопасность |
Обязанности пассажиров |
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек |
|
Итоговое занятие |
Итоговое занятие |
3 класс |
|
||
Надо уметь сдерживать себя |
Весёлые старты |
От чего происходят пожары |
Влияние климатических условий на дорожную обстановку |
Не грызи ногти, не ковыряй в носу |
Соревнования по ОФП |
История создания пожарной охраны |
Опасные ситуации на дорогах |
Как нужно одеваться |
Игры на улице |
Противопожарный режим в жилом доме |
Основные причины травмирования младших школьникоа на дорогах и улицах |
Как вести себя, когда что-то болит |
Веселые старты «Все на лыжи и на санки» |
Безопасное использование бытовой техники
|
Предупредительные сигналы водителей |
Как вести себя за столом |
Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества
|
Оказание помощи при ожогах |
Перекрестки и их виды |
Как вести себя в общественных местах |
Пионербол |
Главные причины лесных пожаров |
Дорожные «ловушки» на перекрестках |
«Нехорошие слова». Недобрые шутки |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Правильные действия во время грозы |
Дорожные знаки |
Как выбрать друзей |
Спортивные соревнования «Самые ловкие и смелые» |
Итоговое занятие |
Действия пешеходов и водителей по сигналам светофора с дополнительными секциями |
Как помочь больным и беспомощным |
Кросс Наций |
|
Итоговое занятие |
4 класс |
|
||
Наше здоровье |
День здоровья |
Пожарная охрана, ее назначение и задачи |
Где и как переходить дорогу |
Как помочь сохранить себе здоровье |
Осенний кросс |
План пожарной эвакуации в школе, дома |
Остановочный путь автомобиля |
Злой волшебник – табак |
Соревнования по ОФП |
Противопожарный режим в школе |
Сигналы регулировщика для водителей |
Почему некоторые привычки называются вредными |
Веселые старты |
Назначение и оборудование пожарного щита |
Движение в темное время суток |
Помоги себе сам |
Час здоровья «Все на лыжи» |
Первичные средства пожаротушения |
Дорожно-транспортные происшествия |
Злой волшебник – алкоголь |
Тропа туриста |
Что делать, если квартиру покинуть нельзя |
Дорожные знаки |
Злой волшебник – наркотик |
Пионербол |
Причины возгорания телевизора и способы его тушения |
Назначение разметки проезжей части улиц и дорог |
Мы – одна семья |
Забавы на свежем воздухе |
Действия при пожаре в доме |
Проезд в общественном транспорте |
День здоровья |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Итоговое занятие |
Конкурс на лучшего эрудита по ПДД |