Главная страница сайта

 

Программа формирования здорового

и безопасного образа жизни

 

страница

ФГОС

 

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

·        Закон Российской Федерации «Об образовании»;

·        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

·        Основная образовательная программа образовательного учреждения;

·        СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

·        Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

·        СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», вводится в действие с 1 сентября 2011 года.

Программа формирования  здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·        неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·        факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

·        чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

·        активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·        особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

            Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

       В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
         Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:

-         физическое и психическое здоровье;

-         здоровый жизненный стиль;

-         культура безопасности жизнедеятельности;

-         правильное, рациональное питание;

-         профилактика вредных привычек.

       В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.

       

Программа построена на основе принципов:

·        Раскрой себя в каждом деле.

·        Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.

·        Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

·        Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.

·        Оказывая помощь, обучая,  не унижай достоинства человека.

              Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.

 

Цель курса: Формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

 

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

Ожидаемые результаты:

l  положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;

l  повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

l  валеологическая просвещенность учащихся;

l  увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

l  повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

l  повышение приоритета здорового образа жизни.

 

Средства достижения цели:

·        Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

·        Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта,   комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.

 

Систематически  проводится  диагностика в начале учебного года с целью определения:  

- Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

- Состояния здоровья.

- Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития  детей   

   класса.

- Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.

      -. Выявление интересов детей и родителей.

                В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:

-         Определения динамики роста и развития всех показателей.

-         Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.

-         Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.

-         Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

-         На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.

 

План работы программы

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима  учебных   кабинетов,   рекреаций   и спальных помещений.

 

август

администрация

Гигиеническая оценка учебных занятий и мероприятий. в течение года

 

зам.по УВР

 

Организация заседаний ШМО с привлечением различных служб школы

по плану ШМО

рук. ШМО

Анализ, корректировка и изменение некоторых положений программы при необходимости

 

администрация

Осуществление контроля выполнения СанПиНа:

 - световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание обучающихся согласно рекомендациям;

- анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий.

в течение    учебного года

 

зам.по УВР,

зам.по АХЧ, классные руководители

 

Осуществление взаимодействия с медицинской службой ФАП,  врачами – консультантами по конкретным вопросам

в течение учебного года

администрация

Организация массовых акций в целях привлечения к проблеме, например, «День здоровья», соревнования на самый чистый класс, «Здоровый класс» и другие.

в течение года

зам. по ВР

классные руководители

Родительский всеобуч:

- родительские собрания

- беседа с врачом

- консультации психологов

2 раза в год

классные руководители

Осуществление психолого-педагогического сопровождения

в течение учебного года

психолог

Оптимизация школьного питания

в течение учебного года

администрация,

 

 

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры

образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе  организовано горячее питание в урочное и внеурочное время. Те обучающиеся, у которых в семье доход ниже прожиточного минимума, получают бесплатное питание. 

В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учитель физической культуры, педагог организатор ОБЖ,  педагоги дополнительного образования.

2. Использование возможностей УМК «Перспектива» и «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Перспектива» и «Школа России».

Система учебников УМК «Перспектива» и «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.

С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

 

    В курсе «Окружающий мир» представлены следующие ведущие содержа­тельные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отли­чается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать се­бя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты та­кой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Чело­век — биологическое существо (организм)» (4 класс).

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представле­но темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс), «Кто живет рядом с тобой» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество» (4 класс).

Человек и мир природы: что такое природа, может ли чело­век жить без природы, что дает человеку природа, почему чело­век должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная при­рода» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс), «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое сущест­во (организм)» (4 класс).

Человек и общество: чем богата и знаменита родная стра­на, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представ­лено темами: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина — Рос­сия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исто­рические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

История родной страны: как рождалось и развивалось на­ше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение и др. в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы второго класса, а также спе­циальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

 

             В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

 

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

 

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

 

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

2. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

 

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

·        проведение бесед, лекций, семинаров, круглых столов, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; и т. п.;

·        привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий, дней здоровья, спортивных соревнований, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

·        создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

 

Организация всеобуча для родителей

 

Классы

Тематика родительских собраний

Работа классных руководителей  с родителями

1 класс

«Режим дня – это серьезно»

·        Индивидуальные беседы с родителями

·        Анкетирование родителей по проблемам здоровья

·        Дни здоровья

·        Решение проблем

·        Тренинги

·        Лекции

·        Семинары

·        Консультации с привлечением мед. работников

2 класс

«Дети и компьютер»

3 класс

«Секреты здоровья ребенка»

4 класс

«Разговор на «трудную тему» (профилактика вредных привычек у младших подростков)»

 

 

 

Тематика консультативных встреч

·        Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.

·        Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.

·        От чего зависит работоспособность младших школьников.

·        Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.

·        Профилактика близорукости.

·        Профилактика нарушения осанки.

·        Упражнения на развития внимания.

·        Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.

·        Упражнения на развитие логического мышления.

·        Предупреждение неврозов.

          

Предполагаемый результат реализации  программы:

·                   стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

·                   сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

·                   активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

·                   рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

·                   высокий уровень сплочения детского коллектива;

·                   активное участие родителей в делах класса;

·                   способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

 

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

 

3. Воспитательная работа

 

Классные часы по ЗОЖ

Спортивные и другие мероприятия

Мероприятия по безопасности жизни

Пожарная безопасность

Дорожно-транспортная безопасность

                                                 1 класс

 

Дружи с водой

День здоровья

Знакомство с профессией пожарного

Первый раз в первый класс

Забота о глазах

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Пять правил пожарной безопасности

Каждому школьнику дорожную грамоту

Чтобы уши слышали

Весёлые старты

Если в доме начался пожар

Зеленый, желтый, красный

Уход за зубами

Лыжные соревнования

Огонь-друг и враг человека

Памятка юного пешехода

Забота о коже

Пионербол

Как правильно покинуть задымленную квартиру

От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге

Как следует питаться

Подвижные игры

Действия во время грозы

Устав «Зеленого креста»

Как сделать сон полезным

 

Действия при пожаре в лесу

Дорожные знаки

Мышцы, кости и суставы, осанка

 

30 апреля – Всероссийский день пожарной охраны

Дорога и ее составляющие части

Как закаляться. Обтирание и обливание.

 

Итоговое занятие

Итоговое занятие

                                                  2 класс

 

Почему мы болеем

День здоровья

Безопасное обращение с электричеством в доме

Повторение темы «Дорожные ловушки»

Кто нас лечит

Кросс Наций 

Что делать, если пожар только начался

Повторение устава «Зеленого креста»

Что нужно знать о лекарствах

Спортивные соревнования «Праздник здоровья»

Что делать, если пожар сразу потушить не удалось

Правила юного пешехода

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

Лыжные соревнования

Правила выхода из задымленной квартиры

Правила перехода регулируемого перекрестка

Правила обращения с огнем

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара

Действия пешеходов по сигналам регулировщика

Травмы

Подвижные игры на свежем воздухе

Как правильно позвонить в пожарную охрану

Правила перехода нерегулируемого перекрестка

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

Весёлые старты

Первоочередные действия при пожаре в квартире

Дорожные знаки

Первая помощь при травмах

Лыжня России

Летний отдых и пожарная безопасность

Обязанности пассажиров

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

 

Итоговое занятие

Итоговое занятие

                                                 3 класс

 

Надо уметь сдерживать себя

Весёлые старты

От чего происходят пожары

Влияние климатических условий на дорожную обстановку

Не грызи ногти, не ковыряй в носу

Соревнования по ОФП

История создания пожарной охраны

Опасные ситуации на дорогах

Как нужно одеваться

Игры на улице

Противопожарный режим в жилом доме

Основные причины травмирования младших школьникоа на дорогах и улицах

Как вести себя, когда  что-то болит

Веселые старты «Все на лыжи и на санки»

Безопасное использование бытовой техники

 

Предупредительные сигналы водителей

Как вести себя за столом

Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества

 

Оказание помощи при ожогах

Перекрестки и их виды

Как вести себя в общественных местах

Пионербол

Главные причины лесных пожаров

Дорожные «ловушки» на перекрестках

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Правильные действия во время грозы

Дорожные знаки

Как выбрать друзей

Спортивные соревнования «Самые ловкие и смелые»

Итоговое занятие

Действия пешеходов и водителей по сигналам светофора с дополнительными секциями

Как помочь больным и беспомощным

Кросс Наций

 

Итоговое занятие

                                                  4 класс

 

Наше здоровье

День здоровья

Пожарная охрана, ее назначение и задачи

Где и как переходить дорогу

Как помочь сохранить себе здоровье

Осенний кросс

План пожарной эвакуации в школе, дома

Остановочный путь автомобиля

Злой волшебник – табак

Соревнования по ОФП

Противопожарный режим в школе

Сигналы регулировщика для водителей

Почему некоторые привычки называются вредными

Веселые старты

Назначение и оборудование пожарного щита

Движение в темное время суток

Помоги себе сам

Час здоровья «Все на лыжи»

Первичные средства пожаротушения

Дорожно-транспортные происшествия

Злой волшебник – алкоголь

Тропа туриста

Что делать, если квартиру покинуть нельзя

Дорожные знаки

Злой волшебник – наркотик

Пионербол

Причины возгорания телевизора и способы его тушения

Назначение разметки проезжей части улиц и дорог

Мы – одна семья

Забавы на свежем воздухе

Действия при пожаре в доме

Проезд в общественном транспорте

День здоровья

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Итоговое занятие

Конкурс на лучшего эрудита по ПДД