Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы на ступени начального общего образования.
|
страница |
Данная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010;
2) Приказа МО РФ № 373 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3) А. Я. Данилов, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009;
4) Примерной основной образовательной программы основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
Цель: выявление и оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования
Особенности:
· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
|
Оценка результатов |
||
личностных |
метапредметных |
предметных |
|
Объект |
УУД: · самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
· смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
· морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
|
УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные), т.е. направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею: · способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
· умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
· способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
· умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. |
способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
|
Содер- жание |
· сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
· ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
· сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
· сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
· сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
· знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. |
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.
|
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
|
Методы (проце- дуры) инстру- мент |
1) Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
2) оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио
*Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
|
- решение задач творческого и поискового характера, - учебное проектирование, - проверочные работы, -комплексные работы на межпредметной основе, - мониторинг сформированности основных учебных умений. |
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. |
Способы оценочной деятельности.
1 класс. Безотметочное оценивание
1.На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение универсальных учебных действий и активность на уроке) учащиеся получают «печати» разных цветов и формы.
2.Каждую неделю в «тетрадь успехов» (дневник) ученик анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.
3.Каждый месяц, собирая «тетради успехов» (дневники), учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года:
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
21 |
28 |
18 |
20 |
16 |
32 |
30 |
40 |
50 |
4. Периодически учителем совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.
В ходе анализа можно определить: - на каких уроках ребёнок в большей степени активен;
- какой предмет ребёнку интереснее других;
- какова результативность учебной деятельности учащегося (индивидуальный прогресс ученика);
- каково качество усвоения учащимися отдельных тем;
- какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
- каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период (месяц, четверть, год).
В 1 классе в процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются:
- учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
- ребёнок (работает с «тетрадью успехов» (дневником) и видит свои результаты);
- родители (знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка).
Поэтому в последующих классах(2-4)оценочная деятельность осуществляется с привлечением всех трёх субъектов (учитель, ученик, родитель) учебного процесса на новом уровне.
2-4 классы. Трёхстороннее критериальное оценивание.
Процедура оценки
1. В оценивании результатов учебной работы участвуют все субъекты учебного процесса: учащиеся, учитель и родители.
2. Для оценки результатов учебной деятельности применяется принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания.
3.Оценочная деятельность педагога связана с выделением целей учебного задания, определением требований к нему, формулировкой критериев оценки и последующим анализом результатов в соответствии с предусмотренными критериями. Критерии оценивания результатов учебной деятельности по отдельным учебным предметам прописаны в рабочей программе педагога.
Критерии оценки
Качественная оценка |
Отметка – баллы успешности (б.у.) |
5-балльная отметка |
Не достигнут даже необходимый уровень (менее 50%)
|
. 1 б. у. – частичное освоение |
2(неудовлетворительно). Возможность исправить! |
Необходимый уровень (50% - 65%)
|
2 б. у. – неполное освоение
|
3 (удовлетворительно). Возможность исправить! |
3 б. у. – полное освоение
|
||
Программный уровень (65%- 80%) |
4 б. у. – приближенный к максимальному. |
4 (хорошо). Право изменить. |
Максимальный уровень (более 80% - 100%) |
5 б. у. – выход на максимальный уровень
|
5 (отлично). |
4.Самооценка учеником результатов учебной работы осуществляется также в соответствии с критериями оценки данного вида учебной деятельности. Учащиеся выполняют работу в соответствии с критериями – требованиями, которые в ходе работы служат им ориентирами для самоконтроля. Требования фиксируются на доске, и в ходе выполнения работы ученик проверяет её на соответствие этим критериям. Когда работа выполнена, по предложенным критериям (как по плану) обучающиеся могут дать развёрнутую характеристику результатов собственной деятельности и результатов деятельности друг друга.
Прозрачность критериев обеспечивает адекватность самооценки и ясность тех задач, которые ученику предстоит решить в дальнейшем, что способствует развитию самостоятельности обучающихся в учебной деятельности.
В процесс оценивания во 2 - 4 классах включаются:
· учитель (оценивает работу ученика, наблюдает за прогрессом учащихся в учебной деятельности с помощью диагностического исследования);
· учащиеся (оценивают результаты своей учебной деятельности, исходя из оценочных критериев);
· родители (знакомятся с результатами учебной деятельности детей и по возможности помогают им в решении проблем).
Трехстороннее критериальное оценивание позволяет:
· привлечь к процессу оценивания всех субъектов учебного процесса;
· информировать родителей о содержании и результатах учебной деятельности учащихся;
· обеспечить со стороны родителей контроль и своевременную помощь ребёнку при выполнении домашних заданий;
· развивать у учащихся способность самоанализа и самооценки своей деятельности;
· объективно оценивать учебные достижения школьников