МБОУ Софринская СОШ № 2 Пушкинского муниципального района



Урок алгебры в 7 классе

Разложение разности квадратов
на множители

Никонова Н.В.


Урок закрепления изученного
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные – закрепление знаний формулы разность квадратов; отработка навыков применения формулы; формирование умений распознавать формулу и расширение представлений учащихся о применении формулы в различных ситуациях; создание условий контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений; использование дифференцированных заданий, позволяющих даже «слабым» учащимся проявить свои способности и активно участвовать на уроке.
Развивающие – умение применять формулу для нахождения значений выражений, для решения уравнений; развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать; развивать математическую грамотность речи; обеспечение возможности каждому учащемуся достичь определенного уровня; приобретение навыков использования ИТ; развивать коммуникативные качества личности через работу в парах; формировать умение самостоятельно работать с учебным материалом.
Воспитательные – воспитывать интерес к изучению математики, способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; воспитание чувства взаимопомощи, ответственности, воспитывать культуру общения и культуру ведения диалога; воспитание качеств личности, необходимые для жизни в современном мире (честность, сила воли, ясность, точность мысли, интуиция).
Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска (ИД) компьютерная презентация, пакет раздаточного материала «лото» для каждой пары учеников, набор «пазлов» для составления формулы, магнитная доска, магниты, лист учета качества знаний работы на уроке для каждого учащегося, индивидуальные карточки с дополнительными упражнениями по теме.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
Каждому учащемуся раздается «Лист учета качества знаний», подписывается.
Сегодня на уроке каждый из вас будет оценивать качество полученных знаний. На разных этапах урока у вас будет возможность «заработать» баллы за правильный ответ, которые вы будете ставить справа от названия этапа урока на ваших «Листах учета качества знаний».
3. Рефлексия.
Ребята! Отметьте колобок, соответствующий вашему настроению в начале урока.
4. Актуализация знаний учащихся.
1). К доске вызывается 6 учащихся. Им выдаются «пазлы», из которых нужно составить формулу. Вызывается ученик, который расставляет «пазлы» в нужном порядке, затем формулирует формулу разности квадратов: «Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений на их сумму». На магнитной доске фиксируется формула:
a2-b2=(a-b)(a+b).
Ученик, составляющий и формулирующий формулу, получает 1 балл.
2). Проверка домашнего задания.
Выполненное вами домашнее задание к уроку позволит нам узнать тему нашего урока.
Работа парами. Собрать «лото».


x2-y2= (x-y) (x+y)
16a2-b2= (4a-b) (4a+b)
m2-1= (m-1) (m+1)
100-y2= (10-y) (10+y)
a2-25= (a-5) (a+5)
25x2-64y4= (5x-8y2) (5x+8y2)
y2-p4=(y-p2) (y+p2)
c6-d6= (c3-d3) (c3+d3)
a4-b4= (a2-b2) (a2+b2)

Давайте вместе объявим тему нашего урока.
Ребята читают: «Разложение разности квадратов на множители».
Откройте тетради и запишите тему урока, число в тетрадь.
3). Индивидуальная работа по карточкам (для слабых учащихся), которая выполняется во время устной работы класса. После выполнения работы, учащиеся работают с классом.
Карточка
Разложить на множители, используя формулу a2-b2=(a-b)(a+b):
Смотри образец примера №1.

1). у2 – 9 = у2 - 32 = (у-3) (у+3)

2). 144 - а2 = 122 - а2 =______________________________________

3). х4 – 49 = (х2)2-72 =_______________________________________

4). 25 - m2=_______________________________________________

5). 64 - 25x2 =____________________________________________________

4). Устная работа.
1 задание на ИД – за правильный ответ ученик получает 1 балл.


2 задание на ИД – за правильный ответ ученик получает 1 балл.

3 задание на ИД – за правильный ответ ученик получает 1 балл.
За формулировку определения тождества – 1 балл.

5). Работа в тетрадях.
#1. 472-372= (47-37)(47+37)=10*84=840
Учитель в ходе проблемного диалога записывает решение под диктовку учащихся (активным – 1 балл).
Открываем учебник, находим № 886 (942).
Вызывается ученик к доске (1 балл), сосед по парте диктует задание (1 балл)
в).1262 – 742 =(126-74)(126+74)=52*200=10400.
е).
6) Физкультминутка.
1. Упражнение для снятия напряжения глаз «День и ночь».
2. Упражнение на стимулирование кровообращения «Серёжки».
3. Дыхательное упражнение «Буратино».
4. Упражнение для опорно-двигательного аппарата «Художник».
7). Работа в тетрадях.
# 2. На ИД записано уравнение (за определение – 1 балл), «шторкой» закрыто решение. Найдите корни уравнения (за определение -1 балл). После каждого шага решения выполняется проверка. (1 балл)






# 3. На ИД записано уравнение х2+ 4=0.
Трем ученикам предложили решить это уравнение. Они дали следующие ответы:
1. х=-4
2. х=4
3. Решений нет.
Кто из них верно выполнил задание? (За верное рассуждение 1 балл).
5. Контроль знаний (используется ИД).
1). Разноуровневый тест с самопроверкой, за правильно решенное задание 1 варианта - 1 балл; 2 варианта – 2 балла; 3 варианта – 3 балла.




Учащиеся выбирают соответствующий вариант карточки и выполняют самостоятельную работу. Цифру, под которой записан правильный ответ надо вычеркнуть в контрольном талоне. Решение записать в тетрадь.
2). Заполнение контрольного талона.
Контрольный талон
1 4 7
2 5 8
3 6 9
3). Самопроверка.
В «Листе учета качества знаний» отметить количество правильных ответов.
Код правильного ответа 1 варианта

1 4 7
2 5 8
3 6 9

Код правильного ответа 2 варианта

1 4 7
2 5 8
3 6 9

Код правильного ответа 3 варианта

1 4 7
2 5 8
3 6 9

6. Подведение итогового балла. Выставление оценок в дневник.
Оценка «5» -11-13 баллов, «4»-8-10 баллов, «3»-4-7 баллов.
7. Дифференцированное домашнее задание: общая часть; дополнительная.
8. Рефлексия.
Молодцы, ребята. Отметьте колобок, соответствующий вашему настроению в конце урока.
9. Спасибо за работу. До свидания.








Лист учета качества знаний по теме
«Разложение разности квадратов на множители»

Учени____ 7 класса А
(фамилия, имя)

1. Рефлексия: Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его.








2. «Пазл» Формула___________________________________________________
3. Проверка домашнего задания «Лото»__________________________________
4. Индивидуальная работа по карточкам__________________________________
5. Устная работа______________________________________________________
6. Работа в тетрадях___________________________________________________
7. Физкультминутка
8. Работа в тетрадях___________________________________________________
9. Тест. Контрольный талон

1 4 7
2 5 8
3 6 9




10. Самопроверка.____________________________________________________
11. Общее количество баллов___________________________________________
12. Самооценка.______________________________________________________
13. Рефлексия. Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.