Рекомендации родителям по организации дистанционного обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья


Замечательная возможность учиться с помощью новейших технических средств с педагогом, который всегда готов откликнуться на актуальные потребности ребенка, безопасно использовать все богатство информационного поля, становящегося доступным с помощью информационных технологий, может положить начало новому этапу в жизни ребенка, его личностном и профессиональном самоопределении. Но успех на этом пути скорее придет тогда, когда близкие и родные ребенка передадут и разделят с ним уверенность в успехе, вырастающим из убежденности в том, что:
 ребенок найдет свое место в жизни, особенности ребенка не помешают ему достичь признания и уважения;
 ребенок - индивид, его особенности уникальны, они - часть его самого и наша задача состоит не в том, чтобы бороться с ними, а создавать условия, в которых эти ребенок с особенностями сможет реализовать свои возможности, раскрыть свой потенциал;
 каждый ребенок разносторонне одарен, его особенности не являются препятствием к раскрытию его способностей;
 каждый ребенок развивается в особом темпе и по собственному пути;
 для того, чтобы знать, надо учиться. Обучение требует времени. В процессе обучения возможны ошибки. Это естественно, их не надо бояться.
Очень важно нести в себе уверенность в успехе ребенка, демонстрировать доброжелательное внимание к его занятиям, откликаться на просьбы о помощи, говорить ребенку о том, что вызывает чувство радости, гордости, уважения. Необходимо также помочь ребенку создать оптимальные условия для обучения с помощью дистанционных технологий:
1. Учеба - ответственная и непростая работа, поэтому необходимо обеспечить во время занятий дома рабочую обстановку: не отвлекать, позаботиться о тишине в квартире (выключить телевизор, перенести шумные занятия других членов семьи в другие части квартиры).
2. Ваша помощь и внимание нужны ребенку. Ребенок будет работать с новым, высокотехнологичным оборудованием, с которым, возможно, никогда не имел дела раньше. Естественно в таком случае испытывать некоторые трудности в работе с ним в начале обучения, поэтому взрослому желательно наблюдать за работой ребенка, помогая в случае затруднений. Если ребенок постоянно встречается с техническими трудностями при работе с оборудованием, помогите ему справиться с этим, обратившись в техническую службу, к специалистам Центра дистанционного образования за консультацией:
 по тел. 8-985-168-38-83 (тех. служба РЦДО, Анатолий)
 по тел. 8-499-346-02-47 (РЦДО)
 по тел. ai.dunaev@pacad.ru
 на форум технической поддержки на сайте www.vacad.ru.
3. Не забывайте следить за тем, чтобы оборудование использовалось только в образовательных целях, предусмотренных проектом (ЗАПРЕЩАЕТСЯ: устанавливать игры или программы без согласования с службой тех. поддержки, посещать страницы содержащие вредоносное ПО или вирусы и т.п.). В противном случае ответственность за выход оборудования из строя несут родители или лица представляющие интересы ребенка.
4. Следите за временем и научите ребенка делать это самому. Предлагайте ребенку сделать перерыв на отдых в соответствии с рекомендациями врача и его собственными ощущениями. Предложите ребенку делать гимнастику для глаз в целях профилактики утомления и нарушений зрения (например, зайдите на сайт http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php ). Делайте ее иногда вместе с ребенком, ведь делать одному - не так интересно, как в компании.
5. Узнавать новое - интересно. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям, задавайте вопросы: «Что интересного, нового ты узнал сегодня?», «Какое у тебя было настроение, когда ты занимался?», «Что было самым интересным на занятии сегодня (неожиданным, новым)». Выслушайте ребенка, проявите заинтересованность не столько в оценке, результате, сколько в процессе освоения нового. Дайте ребенку возможность почувствовать себя компетентным (например, в вопросах использования технических средств в обучении) предложив ему научить вас чему-либо.
6. Ребенок с особыми нуждами требует внимания и поддержки, но это не значит, что она нужна ему постоянно и во всем. Дети быстро осваивают новое, и вы убедитесь, что умения ребенка разбираться в технике, осваивать новое знание, находить информацию и общаться со сверстниками развиваются. Нашего внимания не должно быть слишком много, его чрезмерность поселяет неуверенность в своих силах, делает беспомощным и зависимым, в то время как наша задача состоит в обратном - помочь ребенку стать самостоятельным с помощью новых знаний, умений и навыков. Как узнать, где ребенку нужна помощь, а где надо предоставить ему возможность действовать самому? Самый простой способ - спросить: «Тебе нужна моя помощь?» и не делать того, что ребенок уверенно делает сам.
7. Ребенок и его путь освоения знаний уникальны. Успехи и затруднения на пути освоения знаний, темп продвижения по программе у каждого ребенка свои. Не будем сравнивать ребенка с другими. Лучше сравнить то, что уже может ребенок сделать сегодня с тем, что он мог делать раньше, т. е. сравнить только с самим собой.
Отмечайте успех ребенка корректной похвалой. Похвала может быть такой, что не принесет радости, а вызовет обиду и вселит неверие в свои силы. Корректная похвала — это фраза, в которой описываются чувства (мне радостно..., я восхищаюсь... мне приятно...), поведение (как увлеченно ты работал сегодня...) и, возможно, последствия (теперь мы сможем...).
Обучение ребенка в дистанционной форме требует учета некоторых правил и создания особого учебного пространства в условиях квартиры. Еще до получения и настройки оборудования, необходимо продумать, где лучше всего расположить рабочее место ученика
Требования для организации рабочего места ученика дома
(рекомендации для родителей или лиц их заменяющих)
1. Рабочий стол с оборудованием должен находиться недалеко от естественного освещения.
2. Лучше, если это будет отдельный стол с прямой столешницей, чтобы можно было установить на нем не только компьютер, но и периферийные устройства, а также специальное и учебное оборудование в безопасном и устойчивом положении.
3. Все технические средства должны быть расположены недалеко друг от друга, на расстоянии вытянутой руки от ребенка. Принтер лучше расположить чуть ниже, например, на тумбочке.
4. Оборудование не должно быть доступным маленьким детям, домашним животным.
5. Для освещения следует применять обычные светильники (люминесцентные желательно не использовать).
6.Свет должен падать на клавиатуру сверху.
7. Желательно организовать рабочее место ребенка так, чтобы можно было убрать или прикрыть оборудование, когда ребенок не работает.
Следует обратить внимание на то, что во время чатов должен быть выключен телевизор в комнате, обеспечена тишина и рабочая обстановка. Необходимо первое время наблюдать за работой ребенка на компьютере, процессом обучения в целом и использованием оборудования и Интернета. Это позволит избежать лишних проблем. Обязательно контролировать время работы ребенка на компьютере. Перерывы необходимо устраивать через каждые полчаса, а также стараться снижать зрительную нагрузку ребенка при работе с компьютером.