Автор: Семенина Ольга Пирмухамедовна
Предмет: Биология
Класс: 10 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки»
Тема |
Задача. |
Цели
|
Образовательные: Формировать представление о строении и функциях углеводов. Способствовать развитию биологической речи и мышления, оперативной памяти, произвольного внимания. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат |
Предметные: Знать общую формулу углеводов Уметь классифицировать углеводы. Уметь описывать физические свойства. Уметь описывать роль углеводов Уметь составлять схемы. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия |
Углеводы, моносахариды, олигосахариды, дисахариды, полисахариды |
Межпредметные связи |
Химия |
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
- Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. «Общая биология 10-11»
- презентация «Углеводы» - шаги учебной деятельности - тетрадь - электронные физкультминутки - алгоритм самооценки -тетрадь на печатной основе -Габриелян О.С. «Химия 10» |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты УУД |
|||||||||||||||||||||
Предметные |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
|
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. |
В поле родился, - Отгадайте загадку. - Вспомните, к какому классу органических соединений принадлежит это вещество? - Значит, чему будет посвящён наш урок? (углеводам) - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? - «Что я не знаю?», -«Сам найду способ добыть знания»
|
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
||||||||||||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений объяснять происхождение термина «углеводы»; - организовать актуализацию умений составлять схему классификации углеводов; - организовать актуализацию умений объяснять происхождение термина «углеводы»;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Проговаривают, что повторяют.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
|
Организует актуализацию умений объяснять происхождение термина «углеводы»;
Организует актуализацию умений составлять схему классификации углеводов;
Организует обобщение актуализированных знаний.
Предлагает задание для пробного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
|
1. - Углеводы – Cn(H2O)n Сравните формулу углеводов с формулой молекулы воды и определить сходство. (формирование понятия углеводов и их химический состав) 1. Рассмотрите таблицу и обнаружьте знакомые углеводы
2. Составьте схему классификации углеводов
3. Сравните физические свойства глюкозы и крахмал (сходство и различия): План описания физических свойств:
5. Задание для пробного действия. - Углеводы (сахара) — органические соединения, состоящие из …, …и …, являются основным источником энергии в нашем организме. Углеводы делятся на простые (…) и сложные (…). Сложные углеводы, в отличие от простых, способны … (расщепляться) с образованием простых углеводов. Отдельно выделяют дисахариды, молекула которых состоит из … мономеров – моносахаридов. Далее перечислены наиболее распространенные виды моно- и полисахаридов (но далеко не все).
- Моносахариды: · …, основной вид углеводов, который используется телом для хранения энергии · фруктоза, углевод, в большой количестве присутствующий во …. · галактоза редко обнаруживается в …. Чаще она обнаруживается в составе соединения с глюкозой, образуя дисахарид лактозу. Дисахариды: · … – обычный сахар (глюкоза + фруктоза); · … – солодовый сахар (глюкоза + глюкоза); · … – молочный сахар (глюкоза + галактоза). В отличие от сахарозы и мальтозы, мономеры которых связаны альфа -цепью, мономеры лактозы связаны бета -цепью. Это отличие делает лактозу особенно трудной для расщепления у многих людей. Наиболее важные полисахариды в питании человека: · крахмал, · целлюлоза (клетчатка), · гликоген. … и … усвояемые формы сложных углеводов, состоящие из цепочек глюкозы, связанных альфа - цепью. Человеческий организм вырабатывает специальные энзимы для разрыва этих связей, в результате чего высвобождаются молекулы глюкозы, которые могут быть усвоены. … также полисахарид, используемый как запас энергии. В отличие от крахмала, он имеет более ветвистую структуру, которая может быть расщеплена быстрее. Основные запасы … находятся в печени и мышцах. Другой вид полисахаридов – …. Она составлена из моносахаридов, связанных бета - цепью, которую не могут разорвать энзимы человека, и поэтому считается неперевариваемой. 6. Выполнение пробного действия
Учащиеся выполняют задание (устно). Фронтальная проверка.
7. Фиксация индивидуального затруднения. - У нас получились разные варианты. . - Какой наш следующий этап? (Что я не знаю?) |
Уметь объяснять термин «углеводы», составлять схему классификации углеводов
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: текст в схемы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
||||||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. |
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. |
- В каком месте возникло затруднение? (При описании функций). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, что какие функции выполняют углеводы). |
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
||||||||||||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства.
|
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства. |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. |
1. - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ)
2. - Какой наш следующий этап? (. Постановка цели) - Какую цель ставим? (Узнать, какие функции выполняют углеводы).
3. – А какое наше действие следующее? (Составить план.) - Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, какие функции выполняют углеводы. 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание.
- Что нам поможет? (опыт, учебник, учитель)
Физкультминутка |
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
||||||||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. |
Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя.
. Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя формулируют тему урока. |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока. |
1. - Какой наш следующий этап? (Выполняем по плану действия)
2. Подводящий диалог: - Какие функции могут выполнять углеводы? (структурная, энергетическая) - Прочитайте в учебнике функции углеводов – Какой следующий этап? (Фиксируем новое знание в речи и знаках). Устранение затруднение.
- Какая тема урока сегодня? («Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки»). - Работа с информацией (дополнение знаний) - Составление схемы «Функции углеводов» (метаболическая, энергетическая, запасающая, структурная, защитная) - Лабораторный опыт «Структурная функция углеводов» Раствор йода помогает обнаружить крахмал (полисахарид). При попадании на лист растения, окраска не изменяется. Из этого можно сделать вывод, что в листьях органическое вещество не образуется. Но ведь изменению окраски может мешать зеленый цвет листа. Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом. Для этого мы возьмем растение традесканцию и срежем у неё один лист. Опустим его на две минуты в кипяток, а затем в сосуд с горячим спиртом. Как видите, лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промоем в горячей воде и, положив в чашку Петри, зальём слабым раствором йода. Лист окрасился в синий цвет, значит, здесь обнаружен крахмал. |
Иметь представление об углеводах |
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
||||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Выполняют задание на индивидуально |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Заполните таблицу
|
Уметь различать по признакам сравнения моносахариды, дисахариды и полисахариды Уметь оформлять результаты в таблицу
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
||||||||||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку |
(Самостоятельная работа с проверкой по эталону) Ответьте на вопросы (+, -) 1. К моносахаридам относится крахмал. 2. К полисахаридам относится фруктоза 3. К дисахаридам относится гликоген 4. При распаде 1 г углеводов выделяется 38,9 кДж энергии 5. Олигосахариды- простые углеводы 6. Макромолекула, образованная мономерами, называется полимерами 7. Углеводы выполняют защитную функцию 8. Гликоген - запасной животный крахмал в печени и мышцах 9. Глюкоза - строительный растительный углевод 10. Крахмал- сладкий на вкус, растворимый в воде
Эталон для самопроверки на доске.
- У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком слове ошибки? - В чём причина?
|
Уметь решать тесты |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
||||||||||||||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку. |
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. |
- Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке.
- Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была?
Расскажите, что вы узнали на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. |
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |