Автор: Семенина Ольга Пирмухамедовна

 

Предмет: Биология

Класс: 10 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы «Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки»

 

Тема

Задача.

Цели

 

Образовательные: Формировать представление  о строении и функциях углеводов.

Способствовать развитию биологической речи  и мышления, оперативной памяти, произвольного внимания.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать общую формулу углеводов

Уметь классифицировать углеводы. Уметь описывать физические свойства. Уметь описывать роль углеводов

Уметь составлять схемы.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Углеводы, моносахариды, олигосахариды, дисахариды, полисахариды

Межпредметные связи

Химия

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

 

- Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. «Общая биология 10-11»

 

- презентация «Углеводы»

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки

-тетрадь на печатной основе

-Габриелян О.С. «Химия 10»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

 

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

 

 

Слушают и смотрят картинку с данным этапом.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

 

 

 

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился (сахар)

- Отгадайте загадку.

- Вспомните, к какому классу органических соединений принадлежит это вещество?

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (углеводам)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

- «Что я не знаю?»,

-«Сам найду способ добыть знания»

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  (Познавательные УУД).

 

 

 

 

 

 

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений объяснять происхождение термина «углеводы»;

- организовать актуализацию умений составлять схему классификации углеводов;

- организовать актуализацию умений объяснять происхождение термина «углеводы»;

 

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Проговаривают, что повторяют.

 

 

 

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

 

 

 

Организует актуализацию умений объяснять происхождение термина «углеводы»;

 

 

 

Организует актуализацию умений составлять схему классификации углеводов;

 

Организует обобщение актуализированных знаний.

 

 

Предлагает задание для пробного действия.

 

 

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

 

 

 

 

1. - Углеводы – Cn(H2O)n

Сравните  формулу углеводов с формулой молекулы воды и определить сходство. (формирование понятия углеводов и их химический состав)

1.                  Рассмотрите таблицу и обнаружьте знакомые углеводы

Углеводы  Cn(H2O)m

 

Моносахариды

C6H12O6

 

Глюкоза | Галактоза | Манноза | Гулоза | Идоза | Талоза | Аллоза | Альтроза | Фруктоза | Сорбоза | Такатоза | Псикоза | Фукоза | Рамноза

Дисахариды

C12H22O11

 

Сахароза | Лактоза | Трегалоза | Мальтоза | Целлобиоза | Аллолактоза | Гентиобиоза | Ксилобиоза | Мелибиоза

Полисахариды

(C6H10O5)n

 

Гликоген | Крахмал | Целлюлоза | Хитин | Амилоза | Амилопектин | Стахилоза | Инулин | Декстрин | Пектины | Галактоманнаны | Агароза

2.      Составьте схему классификации углеводов

 

3.      Сравните физические свойства глюкозы и крахмал (сходство и различия):

План описания физических свойств:

 

    • Агрегатное состояние;
    • Цвет;
    • Вкус;
    • Запах;
    • Растворимость в воде

 

5. Задание для пробного действия.

- Углеводы (сахара) — органические соединения, состоящие из …, …и …, являются основным источником энергии в нашем организме. Углеводы делятся на простые (…) и сложные (…). Сложные углеводы, в отличие от простых, способны … (расщепляться) с образованием простых углеводов. Отдельно выделяют дисахариды, молекула которых состоит из … мономеров – моносахаридов. Далее перечислены наиболее распространенные виды моно- и полисахаридов (но далеко не все).

 

- Моносахариды:

·         …, основной вид углеводов, который используется телом для хранения энергии

·         фруктоза, углевод, в большой количестве присутствующий во  ….

·         галактоза редко обнаруживается в …. Чаще она обнаруживается в составе соединения с глюкозой, образуя дисахарид лактозу.

Дисахариды:

·         … – обычный сахар (глюкоза + фруктоза);

·         … – солодовый сахар (глюкоза + глюкоза);

·         … – молочный сахар (глюкоза + галактоза).

В отличие от сахарозы и мальтозы, мономеры которых связаны альфа -цепью, мономеры лактозы связаны бета -цепью. Это отличие делает лактозу особенно трудной для расщепления у многих людей.

Наиболее важные полисахариды в питании человека:

·         крахмал,

·         целлюлоза (клетчатка),

·         гликоген.

… и …  усвояемые формы сложных углеводов, состоящие из цепочек глюкозы, связанных альфа - цепью. Человеческий организм вырабатывает специальные энзимы для разрыва этих связей, в результате чего высвобождаются молекулы глюкозы, которые могут быть усвоены. …  также полисахарид, используемый как запас энергии. В отличие от крахмала, он имеет более ветвистую структуру, которая может быть расщеплена быстрее. Основные запасы … находятся в печени и мышцах.

Другой вид полисахаридов – …. Она составлена из моносахаридов, связанных бета - цепью, которую не могут разорвать энзимы человека, и поэтому считается неперевариваемой.

6. Выполнение пробного действия

 

Учащиеся выполняют задание (устно).

Фронтальная проверка.

 

7. Фиксация индивидуального затруднения.

- У нас получились разные варианты.

. - Какой наш следующий этап? (Что я не знаю?)

Уметь  объяснять термин «углеводы», составлять схему классификации углеводов

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:  текст  в схемы (Познавательные УУД).

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

 

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- В каком месте возникло затруднение? (При описании функций).

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что какие функции выполняют углеводы).

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

 

 

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

 

 

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

 

Организует постановку цели урока.

 

 

Организует составление совместного плана действий.

 

 

Организует определение средств.

1. - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ)

 

 

2. - Какой наш следующий этап?

(. Постановка цели)

- Какую цель ставим? (Узнать, какие функции выполняют углеводы).

 

3. – А какое наше действие следующее? (Составить план.)

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, какие функции выполняют углеводы.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

 

- Что нам поможет? (опыт, учебник, учитель)

 

Физкультминутка

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

 

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

 

Организует уточнение темы урока.

1. - Какой наш следующий этап?

(Выполняем по плану действия)

 

2. Подводящий диалог:

- Какие функции могут выполнять углеводы?

 (структурная, энергетическая)

- Прочитайте в учебнике функции углеводов

 – Какой следующий этап? (Фиксируем новое знание в речи и знаках).

Устранение затруднение.

 

- Какая тема урока сегодня? («Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки»).

- Работа с информацией (дополнение знаний)

- Составление схемы «Функции углеводов» (метаболическая, энергетическая, запасающая, структурная, защитная)

- Лабораторный опыт «Структурная функция углеводов»

Раствор йода помогает обнаружить крахмал (полисахарид). При  попадании на лист растения, окраска не изменяется. Из этого можно сделать вывод, что в листьях органическое вещество не образуется. Но ведь изменению окраски может мешать зеленый цвет листа. Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом. Для этого мы возьмем растение традесканцию и срежем у неё один лист. Опустим его на две минуты в кипяток, а затем в сосуд с горячим спиртом. Как видите, лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промоем в горячей воде и, положив в чашку Петри, зальём слабым раствором йода. Лист окрасился в синий цвет, значит,  здесь обнаружен крахмал.

Иметь представление об углеводах

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(8  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задание на индивидуально

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Заполните таблицу

Признаки сравнения

 

 

 

 

 

моносахариды

дисахариды

полисахариды

Молекулярная формула

 

 

 

Нахождение в природе

 

 

 

Физические свойства

 

 

 

Биологическое значение

 

 

 

Уметь различать по признакам сравнения моносахариды, дисахариды и полисахариды

Уметь оформлять результаты в таблицу

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

 

 

 

Выполняют самопроверку по эталону.

 

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

 

Выполняют самооценку.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

 

 

Организует самопроверку по эталону.

 

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

 

 

Организует самооценку

(Самостоятельная работа с проверкой по эталону) Ответьте на вопросы (+, -)

1.      К  моносахаридам относится крахмал.

2.      К полисахаридам относится фруктоза

3.      К дисахаридам относится гликоген

4.      При распаде 1 г углеводов выделяется 38,9 кДж энергии

5.      Олигосахариды- простые углеводы

6.      Макромолекула, образованная мономерами, называется полимерами

7.      Углеводы выполняют защитную функцию

8.      Гликоген - запасной животный крахмал в печени и мышцах

9.      Глюкоза - строительный растительный углевод

10.  Крахмал- сладкий на вкус, растворимый в воде

 

Эталон для самопроверки на доске.

 

 

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком слове ошибки?

- В чём причина?

 

Уметь решать тесты

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

 

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

 

 

 

 

Делают самооценку.

Организует фиксирование нового содержания.

 

Организует рефлексию.

 

 

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

- Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке.

 

 

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

 

Расскажите, что вы узнали  на уроке.

 

 

 

 

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 

 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

          

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).