Программа духовно-нравственного

 развития и воспитания

 обучающихся на ступени

 начального общего образования.

Программа формирования

здорового и безопасного образа жизни

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

 на ступени  начального общего образования.

 

Программа коррекционной работы

 

Учебный план.

Темы родительских собраний  в 1 классах 

на 2012-2013 уч. год

Главная страница сайта

 

Пояснительная записка.

 

        Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Софринская средняя общеобразовательная школа № 2 Пушкинского муниципального района разработана на основе:

- закона Российской Федерации «Об образовании» статья 14, 15 федерального государственного образовательного стандарта;

- приказа Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26. 11. 2010г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373;

- примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательных процессов;

- образовательные программы «Перспектива», «Школа России»;

-Устава ОУ.

 

Описание типа и вида ОУ.

           МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Софрино Пушкинского района Московской области» имеет глубокие исторические корни. Она расположена в исторически уникальном месте. Рядом находятся музеи-усадьбы «Мураново» и «Абрамцево». Истоками современной школы является земская начальная школа, открытая в 1904 году, попечителем  которой был Тютчев Ф.И.. Новое здание школы было сдано в эксплуатацию 18 февраля 1961 года.

Имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Тип ОУ – общеобразовательное учреждение, вид ОУ – средняя общеобразовательная школа.

 

Социокультурные особенности и потребности территории.

Учитывая условия микрорайона, социальное окружение, социальное положение школьников, коллектив школы видит свою миссию в том, чтобы создать условия для развития и саморазвития каждого школьника, помочь каждому самоопределиться, самореализоваться как уникальной неповторимой личности.

Заказ родителей, выявленный в ходе микроисследования с целью дальнейшего развития системы школьного образования и воспитания, ориентирует школу на усиление предметов математического цикла и филологической образовательной области.

Следует отметить, что при сопоставлении образовательных потребностей обучающихся и их родителей, отмечена практически одинаковая востребованность тех или иных предметов.

В последние годы возрос спрос родителей на получение их детьми информационного образования. В связи с этим школа рассматривает возможности  введения  предмета информатики со 2 класса.

 

Адресность образовательной программы.

          Программа адресована педагогическому коллективу    МОУ «Софринская  средняя общеобразовательная школа №2 Пушкинского муниципального района», учащимся 1-4 классов и их родителям.

Сроки освоения программы: 2011-2015 г.г.

Характеристика обучающихся, которым адресована программа: возраст 6,5-11 лет. Состояние здоровья: 1-4 группы здоровья.

В первый класс пойдут 40 человек, 22 человека из полных семей, 18 из неполной семьи, 1 человек -  опекаемый, 3 человека из многодетной семьи, сирот нет.  Детский сад посещали 32 человека24 человека умеют читать и писать, 40 человек умеют считать до 10 и обратно. Состояние здоровья у детей хорошее: нет детей с нарушением зрения и слуха.

 

Цели и задачи.

Цель и её обоснования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

·        становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

·        формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

·        духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

·        укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

·        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

·        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·        любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

·        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

·        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

·        выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи начального общего образования:

1.     Формирование у обучающихся правильного отно­шения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнооб­разной творческой деятельности.

2.     Овладение обучающимися в соответствии с возра­стными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, худо­жественной); умением адаптироваться к окружающей при­родной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье.

3.     Формирование знаний, умений и способов деятель­ности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

 

          Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·        с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·        с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·        с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·        с формированием у школьника основ умения учиться к способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·        с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·        с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

 

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

·        воспитание и развитие качеств личности;

·        переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

·        ориентацию на достижение цели и основного результата образования;

·        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·        учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·        обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего и профессионального образования;

·        разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

 

Требования к комплектованию классов.

            В 1-й класс принимаются все дети, проживающие на территории городского поселения Софрино, достигшие возраста 6,5 лет.

Технология комплектования 1-го класса:         

 

Месяц

Этапы работы

Участники

Январь

Составление списков будущих первоклассников.

Директор школы

Январь

Распространение информации о приёме в школу.

Зам. директора

Март

Проведение родительского собрания совместно с д/с

Учитель 1 класса

Февраль - март

Проведение подготовительных занятий для будущих первоклассников

Учитель 1 класса

Январь-август

Регистрация и сверка предварительных списков детей, поступающих в 1-й клас

Директор, медсестра

В течение года

Подготовка учебно-методического комплекса образовательного процесса.

Учителя

Апрель-август

Комплектование 1-го класса.

Директор школы

Сентябрь-октябрь

Педагогическое совещание по проблемам адаптации учащихся 1-го класса к школьному обучению

Директор школы, зам. директора по УВР, учитель 1 класса

 

Кадровый состав, обеспечивающий реализацию ООП НОО.

        Поиск подходов к практической реализации образовательной программы начальной школы осуществляется педагогическим коллективом, численность которого составляет 12 человек.

В школе 1 ступени работают: 7 учителей;   

Среди педагогов начальной школы:

имеют высшую квалификационную категорию 3 человека;

имеют первую квалификационную категорию 3 человека;

имеют вторую квалификационную категорию 1 человек ;

не имеют квалификационной категории 0 человек.

Педагогические работники школы:

учителя начальных классов -  7 человек;

учитель музыки -  1 человек;

учитель английского языка  - 1 человек;

учитель физической культуры - 1 человек;

психолог – 1 человек;

библиотекарь  1 человек.

 

Школа обладает достаточной кадровой базой для организации образовательного процесса, вакансий нет.

 

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

         В школе имеется весь необходимый для учебного процесса материальный комплекс: кабинеты начального обучения, информатики,  2 спортивных зала, лингафонный кабинет, библиотека, кабинет релаксации, фитобар, музей «Память поколений», игровая комната, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, массажный кабинет. Материальная база учебных кабинетов начальной школы удовлетворительная. Идет постоянное обновление мебели, оборудования, наглядных пособий, модернизация средств обучения.  Все кабинеты школы соответствуют санитарным нормам и нормам техники безопасности. Копировальная техника и компьютеры позволяют школе обеспечивать учебный процесс методической поддержкой, развивать и применять авторские педагогические технологии. Выход в сеть интернет оборудован в компьютерном классе, лингафонном кабинете. Интерактивными досками оснащены  кабинеты начальной школы, математики, физики.

         Школьная библиотека располагает достаточным фондом учебников, учебных пособий, художественной и методической литературы. Организована подписка на педагогическую периодику.

         В школе функционирует оборудованная столовая, где все обучающиеся получают горячее питание.

         В школе поддерживается соответствующий нормативным требованиям санитарно-гигиенический режим.

 

Условия реализации образовательной  программы в соответствии

со спецификой ОУ, соответствие СанПиН.

Организационно-педагогические условия:

- режим 5-дневной рабочей недели при соблюдении валеологических требований к организации учебного процесса: учебный план и расписание уроков составлены в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, не допускают перегрузки обучающихся;

- организация занятий в две смены;

- продолжительность уроков в I классе – 35 минут, во IIIV классах -45 минут;

- наполняемость классов 20-25 человек;

- основная форма организации обучения – классно-урочная;

- учебный год начинается 1 сентября, заканчивается – 30 мая (в 1 классе – 25 мая),

- продолжительность учебного года 34 недели, в 1 классе – 33 недели;

- учебный год разбит на 4 четверти;

- продолжительность каникул в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель;

- дополнительные каникулы в 1 классе – в феврале;

- последняя учебная неделя отводится на проведение промежуточной аттестации.

Начало занятий в 8-30, до начала занятий проводится ежедневная зарядка. После второго урока проводится перемена, продолжительностью 20 минут, для принятия завтраков. После четвертого урока организована перемена, продолжительностью 90 минут для динамической паузы и обеда обучающихся и учителей.

 

Особенности первой ступени общего образования

как фундамента всего последующего обучения.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

ü с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

ü освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

ü принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

ü формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

ü изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

ü с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

 Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

1)   центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

2)     развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

 

 

Структура и содержание образовательной программы.

        Обучение в школе I ступени осуществляется по программам «Перспектива» и «Школа России». Учебно-методический комплект разработан с учётом требований нового Федерального комплекта государственного образовательного стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников учебных умений. Их формирование должно осуществляться на каждом уроке любого учебного предмета.

Учебные умения не зависят от содержания конкретного учебного предмета и с этой точки зрения являются общеучеб­ными. Именно поэтому возможно существование единой про­граммы формирования учебных умений, не зависимой от со­держания учебного курса. При этом каждый учебный предмет, учитывая специфику своего содержания, вносит вклад в этот процесс, что находит отражение в конкретных учебниках и ра­бочих тетрадях по каждому учебному предмету.

Для формирования умений учиться существенное значе­ние имеет сформированность учебно-познавательных мотивов. Они включают: устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребенка учиться, улучшать результаты своей деятельности. Необходимо развивать у школьников ин­терес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к их существенным свойствам, а затем и к закономерностям.

       Итак, в учебно-методических комплектах «Перспектива» и «Школа России», реализованы следующие идеи:

·        обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

·        методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

·        обучение строится на основе дифференциации, позволя­ющей учитывать       индивидуальный темп продвижения школь­ника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

 

Организация внеурочной деятельности.

         Содержание внеучебной деятельности имеет вариативный характер и определяется образовательными запросами обучающихся, кадровыми, материальными, техническими возможностями школы.

         Воспитательная работа школы и система дополнительного образования (вне школы) являются неотъемлемой частью образовательной программы. Это совокупность идей, задач и форм работы, направленных на:

- формирование любви к родному краю, уважения к историко-культурному наследию;

- формирование личности, положительно мотивированной на культурные, нравственные, социальные и гражданские ценности и нормы;

- формирование здорового образа жизни;

- развитие познавательных интересов и склонностей учащихся, повышения уровня их общей культуры.

          Школа стремится развивать способности всех обучающихся, уделяя внимание и работе с одаренными детьми. С этой целью проводятся олимпиады внутри школы, обеспечивается участие ребят в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

          Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через подготовку и проведение традиционных общешкольных мероприятий, работу кружков и секций.

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования.

         К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфический для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.